Игрушка разборная модель "Троице-Сергиева лавра"
Сергиев Посад, XIX - начало ХХ вв.
Дерево, резьба, роспись
«...Как-то на Пасху подарили мне настоящую игрушечную Троице-Сергиеву лавру - целый ящик розовых домиков и церквушек - одноглавых и многоглавых - до этого у меня были только кубики, и, помнится, я была совершенно потрясена этим игрушечным городком, который можно было видоизменять по своему желанию. Лавра эта была у меня до самого отъезда за границу...» - вспоминала о своём детстве Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой.
Мастера деревянной игрушки Сергиева Посада изготавливали целые ансамбли, которые изображали достопримечательности Российской империи, в том числе и знаменитую Троице-Сергиеву лавру.
Фигурки этого набора включают высокую колокольню с часами, Троицкий собор и собор Успения Богородицы, часовню с ризницей, ворота и башни, всего 25 строений. А чтобы ребёнок мог расставить всё правильно, прилагался план расположения построек. Впрочем, как видим из мемуаров Ариадны Эфрон, юных владельцев привлекала не столько точность воспроизведения, сколько возможность всё переделать по-своему.
Такие игрушки ценили и «на высшем уровне» - известно, что наборы со зданиями Троице-Сергиевой лавры и Ростовского кремля были в 1910-х годах у юного цесаревича Алексея Николаевича.
Раскрашенными резными фигурками и домиками увлекались не только дети. Дань уважения им отдали и взрослые коллекционеры, например, Александр Бенуа. В его богатейшем собрании наравне с картиной «Мадонной с Младенцем» Леонардо да Винчи присутствовали и игрушки, среди которых видное место заслуженно занимали произведения мастеров Сергиева Посада.