СССР. Настольная медаль «50-летие Беломорско-Балтийского канала. 1933-1983 гг.». 1983 г.
Медальер И. Комшилов. Ленинградский монетный двор. Томпак, диаметр 60 мм.
2 августа 1933 г. в эксплуатацию был принят Беломорско-Балтийский водный путь с присвоением ему наименования Беломорско-Балтийского канала имени Сталина.
Строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро, началось по инициативе И. В. Сталина в 1931 г., когда на базе Соловецкого исправительно-трудового лагеря был организован Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь.
Стройка была засекречена, прокладкой канала руководило начальство НКВД СССР. Путём жесточайшей эксплуатации около 280 тысяч заключённых ГУЛАГа, в основном, крестьян-кулаков, работавших с использованием ручных орудий труда, практически без применения техники, удалось достичь рекордных темпов прокладки канала. В то время как Панамский канал (длина 80 км) строился 28 лет, а Суэцкий (длина 160 км) - 10 лет, Беломорканал длиной 227 км был пробит в скальных породах за 1 год и 9 месяцев.
16 октября 1931 г. одновременно на всём протяжении будущего судоходного пути, от посёлка Повенец на берегу Онежского озера, до селения Сорока (г. Беломорск) на Белом море, начались скальные и земляные работы.
С 1931 г. по 1933 г. строительством руководил Н. А. Френкель. Именно ему приписывают идею использования дешёвой рабочей силы заключённых для работы на крупных народно-хозяйственных стройках. По разным источникам, от лишений и тяжёлого труда на строительстве канала погибло от 50 до 200 тысяч человек.
2 августа 1933 г. сооружение Беломорско-Балтийского водного пути было завершено, и уже в мае 1933 г. по новому каналу пошли первые пароходы, а официальное открытие первой судоходной навигации состоялось 30 августа 1933 г.
Создание мощного транспортного пути с комплексом сложных гидротехнических сооружений (шлюзов, плотин, водоспусков, дамб и искусственных каналов) обеспечило установление непосредственной водной связи между Балтийским морем и Севером, что позволило исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далёким кружным путём в обход Скандинавского полуострова и дало возможность приступить к широкой эксплуатации лесных, минерально-рудных, рыбных и прочих природных богатств этого края.
Click to view
1933 г. Документальный фильм о строительстве и открытии Беломорканала.
Нагрудный знак «Строителю белморстроя». 1932 г.
21х40 мм
Из фондов Государственного исторического музея.
20 ноября 1932 г. Главное управление исправительно-трудовых лагерей ОГПУ приняло положение о «Жетоне строителя Беломорстроя», где закреплялась норма:
«Жетоном награждаются лишь те лагерники, которые являлись действительными ударниками за досрочное окончание строительства ББВП. Только те, кто своей высокой производительностью труда, наилучшими качественными показателями, примерной лагерной дисциплиной и активным участием в культурновоспитательной работе доказали, что, осознав свои прошлые преступления, перековываются в активных участников социалистического строительства и готовятся стать по освобождению членами социалистического общества».
О том, как награждали этим почётным знаком, вспоминал ученый-краевед Н. П. Анциферов, которого академик Д. С. Лихачёв назвал «последним русским интеллигентом»:
«Заключённых вызывали в приёмное управление начальника Белтбалтлага, где собрались несколько ведущих инженеров. Там им сообщали о награждении «красными литерами ББВП», которые означали не только досрочное освобождение, но и восстановление во всех правах (занятие любой должности, прописка во всех городах). Эти красные литеры северным сиянием озаряли мою жизнь, не солнечным, ибо с 1929 г. наступила ночь. Но все же ББВП - это путёвка в жизнь».