Настольная медаль Императорского Русского Технического общества "В память 50-летия указа о сооружении железных дорог в России 1836-1886 гг".
Медальер Гаврилов. Медь, диаметр 29 мм.
2 апреля (21 марта по ст. ст.) 1836 года императором Николаем I подписан указ о сооружении Царскосельской железной дороги между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском - первой железной дороги общественного пользования в России.
Строительство финансировала частная акционерная компания, почти все акции которой (на общую сумму 250 тысяч рублей) приобрёл граф Алексей Алексеевич Бобринский.
Руководил строительством австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер. Почти всё необходимое для железной дороги закупалось за границей: рельсы, стрелочные переводы, крепления, подвижной состав. В конструкцию паровозов вносились изменения, связанные с увеличенной шириной колеи. Позже необходимые дорожные механизмы изготавливали на Александровском заводе в Петербурге.
Торжественное открытие движения на участке Санкт-Петербург - Царское Село состоялось 11 ноября (30 октября по ст. ст.) 1837 года.
Вначале поезда ходили на конной тяге и только по воскресеньям - на паровой. Полностью на паровую тягу дорога переведена 16 (4 по ст. ст.) апреля 1838 года.
Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, движение было построено так: поезда с конечных станций отправлялись одновременно и пройдя половину пути расходились на разъезде - станции «У Московского шоссе» (современная платформа «Шушары»). Время поездки было равно 42 минутам, средняя скорость движения 32 км/час.
23 (11 по ст. ст.) августа 1840 года у серединного разъезда произошла первая в России железнодорожная катастрофа. Машинист, следуя из Царского Села, проехал разъезд на середине дороги не дожидаясь встречного состава и столкнулся с ним. Погибли 6 человек.