Правительство республики утвердило Государственный бюджет на 2011 год и его размер составляет 4 млрд. 435 млн. 775 тыс. руб. "Потрясающе!"
При этом доходы от государственных и коммерческих предприятий и организаций запланированы в сумме 1 540 656 000 руб.
Для справки
в 2010 г. в бюджете были запланированы доходы в размере 1 935 000 000 руб. Т.е. в будущем году мы ожидаем доходов меньше на 394 344 000 руб.!!! Почему??? И это в то время, когда космические корабли бороздят просторы
МНС рапортует о перевыполнении плана по сбору налогов. Через год будет де-жавю.
Далее. В числе прочих были указаны 840 млн.руб. на инвестиционные проекты. (В 2010 г. - 716,6 млн. руб). Я стараюсь внимательно следить за экономическими событиями в стране, но не слышал об инвестиционной деятельности властей. Куда вкладываются эти инвестиции?
Сегодня мы понимаем, что для полноценного и полномасштабного восстановления республики собственных средств не хватит и требуется привлекать их извне, т.е. нужны инвестиции. Но понимая это, почему-то решили ограничиться принятием Закона "Об иностранных инвестициях", решив что этого достаточно. В самом законе единственным практическим моментом является статья о налоговых льготах для инвесторов. Все остальное - "вода".
Существуют различные подходы к оценке привлекательности стран. В соответствии с исследованием Гарвардской школы бизнеса, проведенным в середине 60-х годов прошлого столетия, страновая инвестиционная привлекательность оценивалась на основе метода экспертных оценок по следующим параметрам: законодательству, регулирующему местные и иностранные инвестиции; условиям вывоза капитала из страны; статусу и текущему состоянию национальной валюты; уровню инфляции; политической обстановке в стране; доступу к национальному капиталу.
Всемирным банком и его институтами были разработаны методики сравнительной оценки инвестиционной привлекательности, учитывающие: социально-политическую ее составляющую; характер и степень вмешательства государства в экономику страны; направления, темпы и перспективы рыночного реформирования экономики; качество инфраструктуры; наличие и качество трудовых ресурсов; "демократические традиции" и "приверженность демократическим ценностям".
Международной финансовой корпорацией (IFC) к универсальным факторам, которые должны быть положены в основу оценки степени благоприятности страны для частного инвестирования, были отнесены: возможности, процедура и стоимость решений об открытии частного бизнеса; состояние трудового законодательства; характер практики контрактных отношений; возможности и процедура получения кредитов; особенности процедуры банкротства; особенности лицензирования бизнеса; характер защиты инвесторов.
Т.о. есть критерии, которые свойственны большинству подходов в этом вопросе:
- простота и скорость при регистрации юридического лица;
- финансовое законодательство;
- четкость и минимальные размеры налоговых ставок;
- доступность кредитов;
- гарантии инвесторам (капитал, имущество, безопасность);
- степень коррупции.
Существует еще ряд важных критерием, но мы не станем на них останавливаться.
Не надо проводить глубокий анализ, чтоб понять на сколько мы соответствуем этим критериям...
Сегодня, мы уже имеем небольшой эмпирический опыт инвестиционной деятельности в Абхазии. Мы видим в каких отраслях к нам повышенный интерес и что мы можем предложить на мировом рынке, где царит "волчья" конкуренция. Мы понимаем, что наши козыри это рекреационные, природные ресурсы и на них нам стоит делать ставку. Но создания "инвестиционного уюта" можно добиться только комплексными мерами. Действующий закон по инвестициям, за исключением статьи о льготах, носит декларативный характер и не справляется с этой задачей.
Мы можем должны подготовить инвестиционные площадки, которые будут готовы к приему инвесторов, при этом мы изначально сами определим, где мы хотим выращивать с/х продукцию, а где строить отели. Сегодня один знакомый предприниматель имеет более 20 га земель с/х назначения, но планирует застроить их коттеджами. Почему? Да потому что а) выращивать с/х продукцию экономически не выгодно б) инфраструктура не сформирована б) это "долгие деньги" и нет стабильных гарантий, что сможет их отбить. А так построил коттеджи, продал и все ок. А если б мы имели заранее выделенные зем участки, имеющие не с/х, а подходящую категорию, к которым было б реально подвести необходимые коммуникации (согласовав это с соответствующими органами), уже продуманный планы участка, то инвестору оставалось бы просто прийти и вложить в нас деньги (что, собственно, нам и требуется).
Мы предлагаем вложиться инвесторам в наши разрушенные пром объекты типа кондитерской или хим фабрики, при этом даже не оценив на сколько это актуальные предприятия, будет ли пользоваться спросом ихпродукция и почему мы просим именно 10 000 000 евро, а не 10 000 500 евро. Существуют общепризнанные мировые приемы и методы привлечения инвестиций. Этим занимаются специализированные консалтинговые компании. Готовиться соответствующая финансовая документация (бизнес плана, финансовая модель и пр.). а в нашем случае, такие крупные объекты требуют индивидуального подхода, мало проговорить "административную поддержку", надо принять соответствующий закон. Все отношения должны строиться только на законных основаниях.
Продолжение следует...