Лето 2014 года в Абхазии обещает быть жарким по всем прогнозам, как метеорологическим, так и политическим. Кульминаций «сезона» будет 24 августа - внеочередные выборы президента Республики Абхазия.
Пожалуй первый раз все историю этих выборов стоит не только вопрос «кто и с кем?», но и «опять?». Как никогда сейчас активизировалась дискуссия о конституционной реформе в стране. В обществе сложилась уверенность, что именно сейчас открылось, то самое редкое «окно возможности», когда есть шанс изменить конституционную модель государственного устройства Абхазии.
Но если относительно вектора этой реформы наблюдается относительное единодушие, то вот вопрос внедрение этой «новой модели» вызывает много вопросов.
Сейчас вся верховная власть находиться фактически в руках Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия, а Спикер временно исполняет обязанности президента страны. Ведутся кадровые перестановки.
Фото: РИА Новости, Михаил Мокрушин
Смотрите оригинал материала наhttp://www.interfax.ru/world/378699 В части внедрения конституционной реформы, часто называют камнем преткновения положение конституции, которое запрещает и.о. вносить проекты поправок в конституцию.
Ст. 67: «При этом лицо, исполняющее обязанности Президента, не имеет права назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Республики Абхазия.»
Но не надо забывать что президент страны , это не единственный субъект законодательной инициативы.
[Продолжение]Ст. 47 Конституции Абхазии гласит, что право законодательной инициативы в Парламенте Республики Абхазия принадлежит его депутатам, Президенту Республики Абхазия, Верховному Суду Республики Абхазия, Генеральному прокурору Республики Абхазия.
Следовательно, ничего не мешает любому депутату внести в парламент проект конституционного закона о внесении изменений.
В Абхазии действует Конституционный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Абхазия". Согласно ст. 6 этого же закона, рассмотрение Парламентом Республики Абхазия проекта Конституционного Закона о поправке к Конституции Республики Абхазия осуществляется в трех чтениях с интервалом не менее двух месяцев. Т.е. минимальный срок принятия изменений парламентом - 6 месяцев. Значит принять поправки в окончательном чтении и подписать их, уже предстоит новому президенту (при ныне действующем составе парламента).
Если принять во внимание, что реформа политической системы предполагает перераспределение полномочий, и в первую очередь механизм формирования органов власти, то, возможно, порядок действий мог быть следующим:
1) До президентских выборов 24 августа в парламент вносится текст проекта закона о поправках в конституцию, который принимается в I чтении; 2) Проходят президентские выборы. Парламент продолжает в кратчайшие сроки рассматривать и принимает Конституционный закон о внесении изменений в Конституцию до конца 2014г./начала 2015 г.. 3) В течение оставшегося конституционного срока, Парламент Абхазии разрабатывает и принимает новые редакции законов и подзаконных актов, которые регламентируют и детализируют работу новой политической модели государственного устройства. 4) В 2017 г. новые положения Конституции вступают в силу. Президент продолжает действовать. Срок полномочий действующего парламента истекает. Главой государства назначаются очередные выборы в парламент по новым закона в рамках новой конституции. После проведения выборов, Правительство уходит в отставку. Новое правительство формируется в соответствии с новым порядком.