Путешествие римлян в Китайскую империю.

Aug 01, 2020 13:26


Китайские источники сообщают что в 166 году нашей эры римский корабль проплыл вокруг Малайского полуострова и пересек Сиамский залив достигнув Южно-Китайского моря. Затем корабль двинулся севернее, вдоль побережья Вьетнама и пришвартовался у китайского военного поста под названием Ринан (Rinan). Ринан был южной точкой китайской империи династии Хань, стоял на месте, где Красная река впадала в Тонкинский залив. Командир гарнизона позволил команде сойти на берег и договорился что бы несколько членов экипажа были доставлены во дворец в Лояне.

Этот контакт между Китаем и Римом записан в короткой энциклопедической заметки в исторической хронике «Хау Ханьшу» в разделе обозначенном как «Да- Цинь»( Da Qin так китайцы называли Римскую империю - PapaSilver). Автор интересовался описанием фактов и не считал целесообразным объяснять цели этого контакта. К несчастью эта короткая запись это все, что дошло до наших дней относительно первой встречи между Ханьским двором и представителями Рима. Это событие было отличной возможностью для культурного и технического обмена между двумя древними цивилизациями. Но контакт не имел долгосрочного влияния и китайские отчеты предоставляют только одну запись о том, что римские представители достигли ханьского Китая. Это заставляет предположить, что римская команда не смогла добраться в Египет в и безопасно совершить обратное, грандиозное морское путешествие протяженностью в 12 500 км.



Прибытие римских посланников в Китай возможно было связанно с событиями 162 года, когда парфянский король Вологез 4 вторгся в Армянское царство, которое было в союзе с римлянами, и поставил своего представителя на трон. В ответ римский губернатор Каппадокии Марк Седатий Севериан выдвинул легионы с целью восстановления порядка. Но римская армия была окружена и уничтожена парфянскими всадниками. Это означало что император Марк Аврелий был вынужден объявить войну Парфии. Поле 50 лет мира на восточной границе, Рим и Парфянская империя готовились к полномасштабному военному конфликту.

Когда ситуация обострилась, римляне вероятно решили создать угрозу парфянским интересам установив прямой контакт с сильными государствами на Дальнем Востоке. Среди которых были: Кушанская империя в Афганистане и каспийское царство Гиркания которое откололось от Парфии. Обычный путь, который выбрали для установления дипломатического контакта был через Египет и Красное море и далее в Индию. Римские торговцы возможно доставляли государственные послания иностранным правителям, а посланникам из дальних царств предлагали безопасный проход на римских купеческих кораблях, отправляющихся в регион Инда и обратно.



Эти контакты оказались важными в период правления Нерона, когда римские легионы сражались с парфянами за контроль над Арменией (58-63 годы нашей эры). Римским успехам в этой войне способствовали конфликты, на востоке которые вела Парфия и забиравшие у нее существенные силы. Тацит пишет «мы легко достигли успехов потому что парфяне были полностью заняты Гирканской войной. Гирканцы послали сообщение римскому императору с просьбой о союзе, и в качестве жеста доброй воли они объяснили, как связали парфянские силы на востоке». На обратном пути этим посланникам были предоставлены каюты на римском корабле, который плыл из Египта в индийские королевства. Тацит описал как был обеспокоен римский командир Корбулон «тем что представители гиркан могли быть перехвачены на аванпостах противника, когда они пересекут Евфрат. Так что он дал им эскорт и отправил их к побережью Красного моря, и они в безопасности вернулись в родные земли избегая парфян.» Эти посланники могли путешествовать через Кушанскую империю из индийских королевств к северным границам Афганистана и оттуда в Гирканию на восточном побережье Каспийского моря.

Римляне могли использовать аналогичную торговую сеть в 163 году устанавливая контакты с отдаленными государствами, противостоящими парфянам. Но к этому времени император принял решение установить контакт с Китаем и отправил своих представителей на Дальний Восток.

В 163 году соправитель Марка Аврелия - Луций Вер прибыл в Сирию для подготовки римских легионов к войне против Парфии. Примерно в это же самое время были сделаны приготовления для отправки римской делегации из порта Красного моря в Египте для установления контакта с Китаем. Но к этому моменту королевства Таримской впадины (пустыня длинной около тысячи километров, являющаяся сухопутной дорогой по которой проходил Шелковый путь - PapaSilver) уже не подчинялись Китаю и Кушан не мог гарантировать безопасного прохода через Среднюю Азию.

Альтернативный путь в Китай был морем: проплыть по Индийскому океану, затем обогнув Малайский полуостров достичь Сиамского залива и Южно-Китайского моря. Индийские торговцы в то время исследовали этот путь, когда изучали северное побережье Вьетнама. Записи ханьского Китая сообщают что в 160 году правитель одного из индийских королевств отправил посланцев в Южный Китай используя новый морской маршрут. Исследования морского прохода предлагали новые важные возможности для долгосрочных дипломатических и коммерческих контактов. Римские дипломаты, которые возможно являлись торговцами были отправлены императором для подтверждения существования такого пути и установления прямых контактов с китайскими властями.

Римляне провели зиму 165 года в восточном порту, перед возобновлением их путешествия с началом летних муссонов, и в 166 г. из Бирмы они плыли вниз почти 2000 км. вдоль Малайского полуострова и через опасный Малаккский пролив в Сиамский залив. Из Таиланда нужно было проплыть примерно 800 км. к южной вершине Вьетнама и затем, дальше 1800 км. вокруг южного побережья Азии достигли Ринана расположенного на южном крае Ханьской империи. Ринан был военным аванпостом основанном близь места впадения Красной реки в Тонкинский залив (рядом с совр. Ханоем). Римская команда вероятно прибыла в Ринан поздним летом 166 г. после того как провели 14 месяцев путешествия по морям и разным иностранным портам.

Ринан управлялся ханьским администратором который представлял интересы Китая в регионе и имел определённую власть над местными правителями. В 166 году Китай как раз восстановил порядок в Ринане после серии мятежей. Следовательно, римские посланники, прибывшие в порт, могли увидеть множество необычно одетых солдат с незнакомым вооружением. Путешественники могли понять, что имеют дело с большой и милитаризированной империей на подобии Рима.

Китайский командующий осознал важность римских визитеров и немедленно отослал их под охраной в Лоян, вместе с образцами груза. Расстояние из Ринан в Лоян было около 2000 км., что было равно пути из Египта в Италию. Путешествие через Китай проходило по сети дорог, и римляне могли передвигаться в каретах с небольшим эскортом солдат. Большинство китайских дорог превышали шириной 15 метров, и вдвое превосходили величиной римские. В центре дороги была выделена специальная линия для государственных вестовых. Через каждый 10 км. Были стационарные посты с солдатами следящими за порядком. А через каждые 18 км. были установлены станции где государственные служащие и посланцы могли получить свежих лошадей и ночлег. Но даже с этими преимуществами, путешествие на север в Лоян должно было занять несколько недель в довольно быстром темпе.

Во время путешествия римляне могли видеть высокие сторожевые башни в деревнях ,которые служили многоэтажными зернохранилищами. Они также могли видеть крепкие защитные стены окружающие города. В них не было монументальных каменных сооружений, которые грек или римлянин ожидал бы увидеть в важном городском центре. Вместо этого этажи самых высоких зданий были построены из дерева, с терракотовыми плитками на крыше.

Римляне могли видеть и другие культурные отличия. В Китае шелк носили бедные люди низкого статуса, включая сирот или вдов, которые получали эту одежду как помощь от государства. Высококачественная сталь была редкостью в Римской империи, а в Китае она использовалась и в армии и обычных гражданских работах. В римских владениях изображение императора широко распространялось на монетах, армейских гербах и статуях. Но китайцы не пользовались такими методами. Во время своего путешествия по Китаю римские посланцы могли гадать был ли китайский император солдатом как Траян или может быть он был философом как Марк Аврелий.

Когда римляне прибыли в Лоян их может быть направили в администрацию при дворце для первичного опроса. В Китае была обширная государственная служба, а дворцовый комплекс в Лояне был ее сосредоточением, наполненный учеными, архивариусами, министрами и бюрократами. Китайские чиновники привлекли переводчика из числа индийских торговцев проживающих в городе или попросили помощи в буддийском монастыре. Здесь были так же представители парфянской знати, которые были связаны с торговлей по Шелковому пути и продвижением буддизма. Вид ханьских чиновников в компании враждебных парфян мог быть крайне неприятен для римских эмиссаров.

После тщательного опроса римская делегация была приглашена во внутренний двор. В рамках протокола китайские чиновники задали римлянам ряд вопросов, касательно их государства, предназначенных для выяснения мощи Римской империи. Согласно китайским записям, делегаты представляли «Антуна» что отсылает к правящей римской семье и Марку Аврелию Антонину. Китайцы поняли, что Римом правит династия схожая с Ханьской и сократили Антонинов до «Антун».

Представители Рима подтвердили тот факт, что существовал сухопутный путь, в Римскую империю который проходил через Парфию. Они сообщили китайцам что Римское государство пыталось отправить посланцев в Китай, но их усилия были заблокированы Парфией, желавшей единолично иметь контроль над Шелковым путем. Дальнейшие вопросы были сконцентрированы на прибылях, которые получали римские купцы от торговли с Индией. Китайцы возможно активно интересовались военным потенциалом Рима, так как эта тема была самой главной в исследованиях иностранных держав. Однако римские посланцы не раскрыли число вооруженных сил Рима и не дали сведений о методах ведения войны. Возможно они считали глупым раскрывать свою силу иностранцам, а может быть присутствие парфян заставляло их быть скрытными.

Было обычной практикой для посланцев предлагать экзотические и дорогие подарки иностранным властителям как знаки уважения и меры престижа. Даже торговые делегации следовали этой практике для начала успешного коммерческого обмена с иностранными правительствами. Однако кажется, что римская делегация не имела ценных подарков для ханьского двора и ни какие дорогие римские товары не были переданы как дипломатический дар. Это не было недосмотром, так как римляне могли потерять приготовленные подарки во время длительного путешествия. Возможно они были вынуждены отдать часть вещей иностранным правителям одного из восточных королевств что они посетили на пути в Китай. Это могло быть ценой за безопасную зимнюю стоянку для корабля.

Вместо римских даров она предложили китайцам образцы грузов, которые были сняты с их корабля и доставлены во дворец в Лояне. Эти вещи были обычными восточными товарами и разочаровали китайских чиновников. Основываясь на репортажах от торговцев Шелкового пути, китайцы ожидали получить драгоценные камни, предметы, изготовленные из нежного красного коралла, или изысканные западные ткани, окрашенные я в яркие цвета.

Исторические хроники «Хоу Ханьшу» сообщают «Антун правитель Да-Цинь отправил посланцев из дальних границ, которые добрались до нас через Ринан. Они предложили нам бивни слона, рог носорога, и панцирь черепахи. Это был первый контакт между нашими странами».

Посланники Антонина не представили объяснений по поводу отсутствия дипломатических подарков и это обеспокоило ханьский двор. Все репортажи, собранные китайским правительством, говорили о том, что римское государство так же могущественно, как и китайская держава, так что отсутствие соответствующих даров было подозрительным. Это было расценено что римлянине не хотели соблюдать условия дипломатического протокола или то, что их империя была не такой уж и богатой. В «Хоу Ханьшу» написано «Подношения были ни драгоценными, ни редкими, появилось подозрение что мнение о Риме было преувеличенно».

Этот обмен подарками завершил встречу, и посланники Антонина были препровождены обратно в Ринан к ожидавшему их кораблю. Римская делегация возможно хотела провести зиму 168 г. в Индии, а их возвращение в Римский Египет предполагалось в ноябре того же года. Исходя из этих расчетов, китайцы ожидали следующего контакта в 170 г. Но никто не вернулся, даже пронырливые торговцы изучающие новые возможности для получения прибылей.

Однако если посланники императора вернулись в Египет, то они могли обнаружить Римскую империю в беспрецедентном кризисе. В 165 году римские легионы успешно вторглись в Парфянскую империю, захватили город Селевкия и оккупировали урбанизированную область Вавилония. Но неизвестная болезнь распространилась среди солдат зимой, и эта смертельная болезнь вскоре достигла уровня тотальной эпидемии. Римская армия была вынуждена прекратить войну и вернуться обратно в Сирию имея в своих рядах множество зараженных. Солдаты быстро разнесли болезнь по всей империи. Эта была «Чума Антонинов».

По мере того как легионы таяли под ударами болезни, римские оборонительные сооружения на северной границе были захвачены германскими племенами. Император Марк Аврелий провел остаток своего правления восстанавливая Римскую империю и охраняя границы. Неизвестно была ли Чума Антонинов в Риме тем же самым заболеванием, распространившимся на Дальнем Востоке и бушевавшем в Китае. «Хоу Ханьшу» сообщает что в 162 году треть китайской армии, стоящей на северной границе либо погибла, либо была выведена из строя последствиями болезни. Международная торговля прервалась и коммуникации на большие расстояния стали невозможными, поскольку обе империи понесли огромный ущерб. Надежда на союз между империями больше не было, поскольку правительство Рима и Китая боролись за выживание.

Мой перевод главы из книги «The Roman Empire and the Silk Routes.» Raoul McLaughlin

путешествия, Китай, Римская Империя, история, торговля

Previous post Next post
Up