«Муссонный экспресс»: как Рим торговал с Индией и Сайгоном

May 16, 2020 23:39


 Оживлённая торговля в Индийском океане шла с седой древности.  Уже в III тысячелетии до нашей эры между Месопотамией и долиной Инда  процветал каботажный маршрут с «хабом» на Бахрейне. Во II тысячелетии до  нашей эры к южным берегам Индии и Цейлону пришли катамараны  австронезийцев. Мореходы научили дравидов ловить в паруса муссоны  открытого океана. В I тысячелетии между Аравией и Индией помчались  стремительные дау. Арабы и индийцы спорят, кто придумал их первыми.

В  Средиземноморье с древности знали и любили товары из Азии. Но времена  отчаянных финикийцев, готовых идти вокруг Африки и куда глаза глядят,  прошли. Моряки Средиземного моря не знали и боялись открытого океана.  Они не знали о муссонах. Путь в Индию в их представлении занимал год-два  вдоль опасных и пустынных берегов. Они не рисковали ходить дальше  нынешнего Адена.

В этом международном порту пришедшие с  муссоном индийцы продавали товары арабам, а те перепродавали  средиземноморцам с хорошей наценкой. Аден процветал, греки считали  расходы и грустили.

Порты для живого вундерваффе

Египет  подчинила греческая династия Птолемеев, наследников сподвижника  Александра. Они построили у Нила эллинские полисы и включились в борьбу  за господство на Средиземном море.



Фрагмент «Нильской мозаики», изображающей сцены из египетской жизни эпохи Птолемеев



У  сирийских Селевкидов - главных врагов Птолемеев - был доступ к  индийской элефантерии. Североафриканские слоны водились в Карфагене, но  их не хватало самому Карфагену. Птолемеям оставались «настоящие»  африканские слоны - за Сахарой. Птолемей II решил, что боевые слоны  стоят любых расходов. Цепочка портов протянулась на Красном море от  Арсинои у входа в будущий Суэцкий канал до Птолемеи Охотничьей - базы  слоноловов на берегу Эритреи.

Войны показали, что  африканские лесные слоны с эритрейских берегов - не чета индийским. Они  мельче, как и карфагенские. Больших индийских они пугались, затаптывая  свою пехоту, что и описали античные авторы.

Логистическим  центром проекта стала Береника, основанная в 275 году до нашей эры. В  её крепости были загоны для слонов, которых собирали здесь и вели к Нилу  грузить на баржи. Интерес Птолемеев к Красному морю угас. На идущих в  Аден купцов начали охотиться осмелевшие пираты, восточные товары стало  проще покупать у арабских караванщиков. Порты пришли в упадок.

Неугомонный Евдокс и выживший моряк

В  118 году до нашей эры на берегу Красного моря нашли севший на мель  парусник. Единственного выжившего, говорящего на непонятном языке,  доставили ко двору Птолемея VIII.  Греки торговали с Индией через  арабов, языков никто не знал. Обучить спасённого греческому оказалось  нетривиальной задачей - но книжники Александрии справились.

Моряк  рассказал, что они шли из Индии, но сбились с курса и оказались в  неведомых водах среди пустыни. Все, кроме него, умерли от голода и жажды  в попытках выйти к знакомым берегам.

Птолемей VIII  снарядил экспедицию, которую возглавил увлечённый географией Евдокс из  Кизика. Индиец, чьё имя сгинуло в веках, повёл их летним муссоном к  родным берегам, обучив всем премудростям. Евдокс вернулся с грузом  драгоценных камней и благовоний - и царь забрал всё в казну.

Спустя  два года вдова Птолемея Клеопатра III попросила Евдокса повторить вояж.  Он сумел дойти до Индии сам, но на обратном пути зимний муссон отнёс  его далеко на юг. С трудом вернувшегося морехода дочиста ограбил новый  царь Птолемей IX. Евдокс больше не связывался с Птолемеями. Поражённый  находкой обломка корабля из испанского Кадиса у берегов Сомали, он  сгинул в попытках обойти Африку с запада. Однако греки узнали, что  быстрый путь в Индию и обратно возможен.

Индийский экспресс Римской империи

Всё  изменилось с римским завоеванием Египта. Оно совпало с разорением Адена  в ходе разборок Химьяра и Сабы. Поток золота в порты Индии резко иссяк.  По меньшей мере дважды - в 26 и 20 годах до нашей эры - в Рим к  Октавиану Августу приезжали послы индийских царств с дарами: тиграми,  самоцветами, специями. Подробности переговоров остались неизвестны - но  суть их очевидна.

Торговля. Прямая. Без арабских  посредников, на муссонных ветрах, в режиме наибольшего  благоприятствования. И чем больше, тем лучше. Ответом стал экстренный  ремонт портов и верфей Красного моря, развёртывание патрульных эскадр  против пиратов и поход префекта Египта на завоевание Аравии. Предприятие  закончилось эвакуацией остатков экспедиционного корпуса - но дорога  была открыта.



Торговые пути между Индией и Древним Римом, I век н.э.

В последние годы Октавиана Августа сто двадцать кораблей ежегодно  уходили в Индию из Миос Гормоса и возвращались с товарами. Из порта к  Коптосу на Ниле вёл караванный путь, которым ходили слоны Птолемеев. Рим  превратил его в «магистраль». Система укреплённых станций с колодцами и  водосборниками позволяла двигаться в любое время суток. Путь в Коптос  теперь занимал неделю.

Гавань Миос Гормоса плохо  защищала от опасных северных ветров. Император Тиберий восстановил  пришедший в упадок порт Береники с огромной, безопасной и глубоководной  гаванью, и обустроил 350-километровый путь из неё в Коптос. Береника  перехватила роль главного «индийского» порта Рима - как и  «африканского». В 137 году нашей эры император Адриан провёл между ней и  Коптосом римскую дорогу Via Hadriana. Крупнейшая станция,  Троглодитикум, позволяла одновременно разместить две тысячи человек со  скотом и грузами.

Множество кораблей, в основном  греческих, поднимали паруса в начале лета и ловили летний муссон. Они  рассыпались веером и за 40 дней проходили от Африканского рога до портов  Индии - от устья Инда на севере до Малабарского берега и Цейлона на  юге.

Судя по описаниям, греки сильно усовершенствовали  классические дау, которыми пользовались до их выхода в океан. Теперь это  были огромные и вместительные суда, которые не могли из-за осадки  подходить близко к берегу. На Красном море их могла принимать только  Береника.

До нас дошли названия лишь двух типов судов -  «траппага» и «котимба». Как они выглядели, мы можем только гадать, - на  индийских рисунках они схематичны и с убранными парусами. Возможно,  художник работал по сильно испорченному «телефону».

В  портах юга Индии и Цейлона, прежде всего в Мусири - перекрёстке миров и  «Зурбагане», где можно было встретить товары и уроженцев всех широт и  стран, - появились греческие сеттльменты, к которым присоединились и  еврейские общины.

В Мусири в благодарность за  гигантские прибыли от торговли и реки вина возвели храм в честь  Октавиана Августа. Греки шокировали южных индийцев «экзотичными»  привычками и раскованным поведением, что сохранили строки воспевшей  величие и роскошь Мусири тамильской поэзии.

Бывали и  индийцы в Беренике. Помимо бесчисленных товаров, включая 7,5 кило  чёрного перца, археологи нашли там граффити на тамильском брахми,  поминающее одного из индийских правителей.

Греки в Сайгоне?

В «Перипле Эритрейского  моря», «путеводителе» для мореходов от одного из греческих капитанов  середины I в. н. э., есть упоминания и об устье Ганга, и о самом южном  африканском порте Рапта - видимо, близ танзанийского Занзибара. Есть  основания полагать, что автор побывал почти во всех описанных портах.

Через  мелководный Полкский пролив между Индией и Цейлоном яваны почти не  ходили: их огромные корабли рисковали сесть на мель, а вокруг Цейлона  идти было далеко. В порты Малабарского берега и так доставляли товары со  всей Азии. Однако самый восточный порт, где нашли римские монеты и  товары, - это Коттиарис кхмерского царства Бапном, стоявший на каналах в  дельте Меконга.

Греки неплохо знали географию тех  широт: Южно-Китайское море и Тайский залив они звали Магнус Синус, а  Малайский полуостров - Золотым Херсонесом. Птолемей упоминает морехода  Александра, сумевшего добраться в Коттиарис и оставить записки о  путешествии. Возможно, его путём ходили и другие в поисках низких цен на  китайский шёлк и специи островов пряностей.

Куда ушло римское золото?

Туда  и ушло. В Индию, на тех самых кораблях торговцев‑греков. С началом  «индийского экспресса» граждане Рима не мыслили себя без восточных  товаров. С ответным предложением было гораздо хуже.

Индийцы  пристрастились к итальянскому и сирийскому вину, амфоры с которым  составляли бо́льшую часть грузов идущих из Береники судов. Индия  гонялась за средиземноморскими и красноморскими кораллами, любила  средиземноморское стекло. Некоторым спросом пользовались керамика и  оливковое масло.

И-и-и… всё. Это и близко не покрывало расходы на закупки в Индии всех товаров Азии.

Плиний  сокрушался, что добытое героическими предками золото утекает в Индию по  сотне миллионов сестерциев в год во имя жажды роскоши и женской моды на  шёлк, жемчуг и самоцветы.

Для жителей империи  индийская торговля стоила любых расходов. Пополняла она и имперский  бюджет. На таможне Коптоса купцы отдавали 25% в качестве налогов  государству. По Нилу товары из Индии за двенадцать дней прибывали к  складам и оптовым рынкам Александрии. Из них они разлетались по всей  империи, где их отрывали с руками и просили ещё.

Пряности  - особенно перец, корица и обожаемая римлянами гвоздика. Самоцветы,  жемчуг, благовония, экзотические звери и ценные породы дерева. Лаймы,  кокосы и имбирь. Ткани - в том числе поток китайского шёлка, по  сравнению с которым Шёлковый путь выглядел ручейком. Слоновая кость и  статуэтки.

Компенсировать резко отрицательный торговый  баланс в стиле британцев римляне не могли. Бросить легионы на завоевание  Индии было бы красиво, но в реальном мире нереализуемо. И золото  продолжало утекать.Вполне вероятно, что это сыграло роль в финансовом  кризисе и гибели Рима.

Торговля с Индией прервалась  катастрофическим кризисом империи в III веке, но после Диоклетиана  греческие суда снова устремились в Индию. Береника пришла в упадок в VI  веке, когда Западный Рим рассыпался на варварские королевства, а  Восточный воевал на всех фронтах.

В VII веке на смену  грекам пришли арабы, которые под знамёнами ислама восстановили своё  древнее господство на торговых путях Индийского океана. В эпоху Синдбада  Халифат, подобно былому Риму, купался в индийской роскоши, а вот Запад  рухнул в свирепое Средневековье. Чтобы снова подняться и стать владыкой  всего мирового океана…

Автор: Алексей Костенков

https://warhead.su/2020/02/03/mussonnyy-ekspress-kak-rim-tor...

сайт warhead.su

история, Древний Рим, Римская империя, Индия, торговля

Next post
Up