Антоний и Клеопатра.

Jun 06, 2020 13:39


Отношения Марка Антония и Клеопатры, столь красочно описанные в источниках, уже больше двух тысяч лет никого не могут оставить равнодушным: сильные личности, яркие страсти, роковые судьбы. Традиция полного доверия к источнику, долго господствующая в антиковедении и некоторая наивность исследователей предыдущих эпох привели к тому, что никто не сомневался - именно так всё и было: великая любовь, которая стала буквально нарицательной. Лишь более рациональный и несколько циничный XX век осмелился подвергнуть это сомнению. Коррозия скептицизма начала разъедать миф. Некоторые исследователи пессимистично замечают, что мы никогда не будем знать наверняка, для себя самой или же для достижения власти использовала царица своё «сексуальное очарование». Историография проблемы огромна, почти каждый год появляются новые книги, посвященные ей.

Больше внимания уделяется Клеопатре, трагедии царицы и трагедии женщины. Сразу отметим: отрицательное отношение к ней, господствующее в источниках, объясняется тем, что она «чужая». И не просто чужая, а ещё и царица чужого государства, с которым Рим вёл войну, следовательно - подлежащая дегуманизации в пропагандистской войне представительница экзотического и испорченного Востока.



Парадоксально, но мы ничего не знаем об интимной жизни той самой Клеопатры, которая является для нас олицетворением любви. Любвеобильность царицы - миф, он потому и оказался столь живучим, что люди любят мифотворчество. Утверждения об аморальности Клеопатры - это в значительной степени результат воздействия поздней пропаганды. Возможно, в её жизни действительно было всего лишь два сексуальных партнёра. Подобно другим эллинистическим царицам, она была пассионарна, но в отличие от них никогда не отличалась неразборчивостью. С её обаянием и её царским саном она могла бы утопить Египет в разврате, но даже враги никогда не обвиняли её в этом. Единственный, кроме Цезаря и Антония, любовник, которого ей, и то без полной уверенности, приписывали современники, был Гней Помпей-младший. Амбициозная женщина стала добросовестным правителем, сконцентрированным на делах и начисто лишённым чувственности, она жила «крайне целомудренной жизнью», и, видимо, очень подолгу обходилась без мужчины. Увлечённый ею Антоний часто и легко изменял ей, она же, не любя его, видимо - не изменила ему ни разу. Не будучи любвеобильной женщиной, она не желала рисковать приобретённым, ею владела мысль о политической выгоде, а не стремление к наслаждению или уязвлённое женское самолюбие.



Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) - Встреча Антония и Клеопатры

Царица применяла типичные, даже классические женские уловки, чтобы завоевать и удержать Антония. Все те приёмы и уловки, которые пускает в ход женщина, если мужчина ей интересен или нужен. Она воздействовала на него через общих знакомых и своих приближённых, отвращая его от Октавии. Но при этом к Антонию она относилась несколько иронично .

Она была хорошим политиком и умелым дипломатом. Царица нравилась египтянам, что удавалось очень немногим Птолемеям. Она даже выучила египетский язык, чтобы стать ближе своим подданным и реально заботилась о благе государства. Правда, для неё забота о державе одновременно была заботой о себе самой.

Клеопатра всегда уважала силу и авторитет. Жизнь в условиях интриг и борьбы за власть сделала её жестокой и бескомпромиссной правительницей. Трудно согласиться с мнением Д. Боудер, считающей - сложно сказать, правила ли царица в основной головой или сердцем. Она рано поняла, что проигравший правитель теряет всё, в том числе - жизнь. Поэтому для неё борьба за власть была равнозначна борьбе за жизнь: жёсткой и бескомпромиссной, где нет места сантиментам - это стало одной из довлеющих черт её характера. Легко и без раздумий она обрекла на смерть родную сестру Арсиною, которая пыталась отобрать у неё власть. Бесчеловечно вела себя с родным братом-соправителем, второго брата сумела поставить в совершенно ничтожное положение. Нельзя исключить, что второй брат-соправитель действительно был отравлен по её приказу. Ради власти Клеопатра была готова на всё. Тем более после того, как у неё родился ребёнок от Цезаря - она хотела сберечь для наследника своё царство, доставшееся ей в нелёгкой борьбе с братом. Царица просто не могла позволить себе быть слабой женщиной и лишала себя того, что было доступно любой простолюдинке: любить беззаветно и безоглядно. Возможно, она действительно «никогда никого не любила».

Антоний, пусть во многом вынужденно, под давлением обстоятельств, стал для Клеопатры любовником, другом и опорой. Она возложила на него все свои надежды. Представляется, что на самом деле она его не любила.

Характерная деталь: Клеопатра обманула Антония, отправив к нему слуг сообщить, что она уже мертва. Это трудно объяснить лишь её страхом перед его «гневом и отчаянием» , скорее, она уже внутренне отошла от него и думала только о себе самой. По мнению Плутарха, царица всегда лишь притворялась без памяти влюблённой в. Такая оценка в старой историографии являлась доминирующей, и, к сожалению, она близка к истине.

В случае с Антонием ситуация кажется яснее, старая историография не подвергает сомнению его великую любовь к царице, новая констатирует, что чувства сочетались с расчётом и любовь соединилась с политикой. Но даже некоторые современные историки верят, что это была взаимная любовь, или констатируют, что триумвир действительно «был очарован красотой Клеопатры». Другие исследователи чувства отрицают начисто, сводя всё исключительно к политической необходимости.

Попытаемся предельно объективно оценить друга, любовника и мужа Клеопатры. Антоний был красив, щедр, гуляка, весьма женолюбив и пользовался успехом у женщин . Но при этом Плутарх отмечает его хвастливость, высокомерие, большое самомнение, огромное честолюбие и даже утверждает, что он был простак и тяжелодум. Очень нелестно характеризует Антония Цицерон, что объясняется не только политической, но и личной враждой. В своих знаменитых «филиппиках» он обвиняет триумвира в беспробудном пьянстве, разврате, упоминает бесстыдство, наглость и спесь. Возможно, их жёсткие оценки не вполне объективны, но недостатки у Антония, разумеется, были, и для политика он был «слишком лёгкий» человек. Однако, не согласимся с определением А.Кравчука, что Антоний «был, в сущности, человеком довольно примитивным». Может быть, несколько простоватым, но уж примитивным - нет.



Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912) - Антоний и Клеопатра

В мотивации поступков Антония важно отметить вынужденность практически всех его действий на Востоке. Последний раз, побывав в Италии в 37 г., он шаг за шагом был вовлечён в роль правителя востока, отдаляясь от Рима и запада - но он никогда не хотел и не планировал такого отдаления. Отрезав себя от Италии и Запада, он вынужден был всё глубже погружаться в Восток, пока не завяз в нём окончательно.

Восток был богаче Запада, деньги, собранные Антонием в восточных провинциях, он никогда бы не смог выбить из Италии. Сразу после установления 2 триумвирата Антоний отбыл на Восток собрать деньги, в которых остро нуждались триумвиры

Главная причина поражения Антония - не его «любовь к царице», а то, что он утратил связи с коренными римскими землями, всегда являвшимися основой и становым хребтом римского господства над миром. Октавиан, опиравшийся на Италию, мог набирать в ней сколько угодно опытных испытанных воинов, у Антония отныне не было такой возможности. Восток без римских легионов был колоссом на глиняных ногах, а перед Италией был поставлен выбор - или рабство у Клеопатры, которая «сделала своим рабом» Антония, или приоритет интересов квиритов, защитником которых умело выставлял себя Октавиан.

По своим личностным характеристикам он был слишком управляем. Пока он следовал чётким указаниям Цезаря, его карьера складывалась наилучшим образом. А сам он оставался в тени великого Юлия. Фульвия, первая жена Антония, была сильной и властной женщиной. Закономерно, что для серьёзных отношений триумвира тянуло именно к таким дамам. Видимо, по принципу - в партнёрше ищут то, чего самому не хватает. Сильный физически отважный воин и «блестящий офицер» Антоний не был сильной личностью.

Пропаганды Октавиана, внушавшала что его противник всецело подпал под власть египтянки. Однако влияние царицы на Антония и его любовь к ней явно преувеличены. Она стала его любовницей, но, возможно, так и не смогла реально покорить его сердце. Правда, следует отметить, что по своему характеру Антоний не был креатором, а всего лишь исполнителем. Поэтому он был хорош лишь на вторых ролях, под хорошим руководством, собственной инициативы и аналитичности ему явно не хватало. Он всегда нуждался в сильном руководителе, притом таком, кому он мог бы всецело доверять и с которым его связывали бы общие цели. Клеопатра идеально подходила для такой роли. Движущей силой в этом союзе была она.

В характеристике личности Антония важно отметить, что мужественный воин обладал двумя чисто «женскими качествами»: непостоянством и легкомыслием. Он был привязан к той женщине, рядом с которой находился в данный момент. Оказавшись вдали от неё, он легко переходил под влияние другой. Клеопатра, очевидно, хорошо это понимала. Именно этим, видимо, объясняется её назойливое стремление постоянно, всегда и везде быть рядом с ним, не выпускать его из-под своего контроля. Потому она и увязалась за ним в поход против Октавиана, где её присутствие было абсолютно излишним. И тем самым ускорила поражение Антония и - своё собственное.

Почему в битве у Акция Клеопатра бежала сама и увела свой флот - мы не узнаем никогда. Существуют различные версии, в том числе - прорыв блокады, заранее продуманный стратегический план и т.п., но все они представляются нам абсолютно неубедительными. Никто не будет планировать собственное поражение! Факт есть факт: бегство египетского флота и последовавшего за ним Антония привели к победе Октавиана и гибели всех надежд Клеопатры. Видимо, это был просто страх женщины, впервые увидевшей горящие корабли и массы гибнущих людей. Почему Антоний в разгар битвы бросил флот и последовал за ней? Из-за страха потерять любимую женщину, но, возможно, это больше был страх, что Октавиан захватит царицу - и тогда Египет будет потерян для Антония навсегда.



Анис Лемонье (1743-1824) - Смерть Антония

В Египте после Акция Антоний на время впал в апатию, ходил унылый. Уважение к нему царицы, восхищавшейся только сильными людьми, должно было пошатнуться. Сама её мысль бежать из Египта - проявление неверия в силы Антония. Царица поняла - всё потеряно.

Почему Антоний покончил с собой? Не потому, что, как ему сказали, Клеопатра умерла. Честь дороже жизни, таковы были римские принципы. Нам их не понять. Для триумвира всё погибло, будущего у него уже не было. В перспективе - только казнь. По римским понятиям, недостойно нобилю погибнуть от руки палача. А легкомысленный Марк был всё-таки порядочным человеком. Римляне уважали силу и победителей - «горе побеждённым»! А проигрывать нужно достойно. Ему могло стать стыдно, что женщина с достоинством ушла из жизни, а он, мужчина и римлянин, продолжает цепляться за проигранную жизнь.

В завещании, составленном ещё до начала войны с Октавианом, Антоний распорядился похоронить себя в Александрии, рядом с Клеопатрой . Перед лицом смерти не лгут. Завещание не предназначалось для посторонних глаз и действительно представляло собой последнюю волю человека. И если даже после смерти триумвир хотел находиться рядом с этой женщиной, то что-то в этом есть. Пусть даже не любовь, а страсть и привязанность, соединённые с уважением и дружеским расположением к царице Египта. Видимо, действительно, для него сначала важны были политические цели, а потом он уже всерьёз увлёкся царицей, но у неё на первом плане всегда были соображения государственной пользы. Клеопатра покончила с собой не от утраченной любви и не потому, что сама жизнь без Антония была для неё невыносимой. Главное - она не хотела украсить собой триумф Октавиана. Гордая царица не могла в цепях войти в Рим, который она при Цезаре покорила своим великолепием.

Пока дела шли успешно, и они могли многое дать друг другу - всё было прекрасно. После битвы при Акции ценность Антония, как политического партнёра, резко упала. А поскольку любви не было, то как перспективный партнёр и как человек, которому можно простить всё, он резко упал в глазах Клеопатры. Для Антония всё начиналось с трезвого расчёта, но затем он всерьёз увлёкся царицей, как натура привязчивая и слабая, легко подчиняющаяся чужой воле. Это не было любовью, вернее определить такое чувство как увлечение-подчинение с сильной степенью психологической зависимости.

Автор: Беликов А.П.

https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2683

история, Древний Рим, Клеопатра, Антоний, Египет

Previous post Next post
Up