Для того чтобы охарактеризовать концепцию «стратегической глубины» (далее пишется без кавычек), лучше всего обратится к истории России, несколько утрировав ее при этом. Есть чернозем, очень питательный и вкусный на котором может вырасти даже венерианскую герань, но проблема в том, что к чернозему прилагаются степняки, эти ребята не желают сеять, а хотят только пахать на тех, кто пашет, т.е. грабить крестьян. Государство используя ресурсы - в аграрном обществе это были налоги на аграрную продукцию, создает армию, и начинает бороться с кочевниками. Кочевники естественно не согласны с такими раскладами, и в ответ на давление брыкаются. Но постепенно Россия раздвигает свои границы, пока наконец не ликвидирует угрозу, исходившую от степняков. (я еще раз хочу заметить, что пример упрощен, и не является реконструкцией исторической реальности, а служит лишь для иллюстрации самого принципа стратегической глубины).
Если прибегать к аналогии с крепостью, то стратегическая глубина будет соответствовать бастионам и т.п. укреплениям, которые выносились за стену для того, чтобы растягивать ряды нападавших и бить по ним с флангов.
Смысл стратегической глубины состоит в том, чтобы отодвинуть противника как можно дальше от своего ядра которое генерирует ресурсы: городов с их производством и сельхозугодий. В процессе расширения государство может получить разные плюшки в виде дополнительных земель, увеличения количества рабочей силы и прочего в том же духе.
В наше время Иран наиболее успешно реализует концепцию стратегической глубины под названием "шиитский полумесяц". Персы, взяв на вооружение лозунги Исламской революции под названием «мусульмане всех стран соединяйтесь» и «шиит, пока ты спишь, американец насилует твою страну» начали «расширять» Иран. В начале 1980-х, в Ливане, они создали партию Аллаха - Хезболла, этот огромный монстр имеет как политическое, так и военное крыло, первое успешно подминает под себя Ливан, который столетиями держали христиане, второе мужественно отравляет жизнь Израилю и отодвигает на обочину истории ливанских христиан. В начале 2000-х, пользуясь хаосом в Ираке, который американцы любовно выпестовали, Иран создал «Силы народной мобилизации» - зонтичную структуру куда входят не только шииты, но и сунниты и христиане. Эта организация является союзником Ирана и позволяет ему, оказывать воздействие на иракское бытие. После начала гражданской войны в Сирии в 2011 г. Иран стал еще более активно влезать в сирийские дела, используя для этого как силы КСИР, так и ливанскую Хезболлу, которая действует в Сирии как иранские прокси. А в 2015 году, Иран открыл для себя Йемен, который саудовцы безуспешно попытались нагнуть, ибо им вовсе не улыбалось, чтобы власть в стране получили хуситы-шииты. Но быстрой победы у ваххабитов не получилось, вместо этого они вляпались в ужасно медленную и жаркую мясорубку с семимиллионным хуситским братством - вот этих ребят персы и начали активно поддерживать.
Шиитский полумесяц Ирана. На карте показан процент шиитского населения в ближневосточных государствах и страны где Иран имеет свои прокси силы: Ливан, Сирия, Ирак, Йемен. Источник фото:
https://www.middleeastbriefing.com/news/china-russia-look-to-the-shia-power-crescent-for-middle-eastern-leverage-energy-investments/ Т.о. Иран создал «шиитский полумесяц», это не совсем полумесяц, и даже совсем не полумесяц, но смысл не в названии, а в факте, и факте очень печальном для врагов Ирана: персы смогли «углубить» свое государство посредством формирования этого полумесяца, и более того, они создали очаги напряжения рядом с враждебными им странами: саудовцы по уши в хуситах, Израиль отбивается от палестинцев и Хезболлы, американцы сидя на базах в Сирии и в Ираке, и ловят подарки от иранских прокси. Теперь, для того, чтобы заняться Ираном всерьез, т.е. измордовать персов до кровавых соплей при помощи атаки аналогичной нападению на Ирак в 2003 г., его врагам нужно потратить время на зачистку этого самого шиитского полумесяца и ликвидировать ту самую «стратегическую глубину» которую Иран любовно взращивал десятилетиями.
Разумеется, успешное углубление Ирана не дает ему 100% гарантии безопасности, и тем более не спасет от диверсионной войны, однако, создав «шиитский полумесяц», Иран очень сильно уменьшил вероятность полноценного военного вторжения на свою территорию.
Не у всех получается успешно «углубить» свое государство, Пакистан, вечно опасающийся Индии, еще с конца 70-х годов пытается расшириться за счет Афгана. Сначала он хотел сделать это при помощи моджахедов которых кормили на американские и на саудовские деньг. План пакистанцев был прост: после ухода СССР из Афгана захватить власть при помощи моджахедов и т.о. расширить Пакистан аж до границ со Средней Азией, но как только коммунисты ушли, моджахеды передрались между собой и перестали существовать как единая сила. В середине 90-х пакистанская разведка хотела повторить этот план, на этот раз используя талибов* (* - организация запрещенная в РФ за терроризм), но и в этот раз пакистанцы не шмогли: талибы(*) наплевали на бывших союзников и, захватив Афган в 2021 году, стали вести независимую политику.
Персы в отличие от пакистанцев, создав сеть прокси по всему Ближнему Востоку, реализовали концепцию стратегической глубины просто эталонно. Они даже умудрились основать свой плацдарм в Нигерии, где до 80-х годов шииты встречались также часто, как и солнечные дни внутри черной дыры. Так что теперь, враги Ирана вынуждены колупаться с их прокси по всему Ближнему Востоку вместо того, чтобы утюжить Иран привычными демократическими методами типа ковровых бомбардировок и т.п. прелестей. Причем Иран сварганил все это счастье будучи под санкциями и сильно ограничен в ресурсах, но тем не менее, персы вложились в создание прокси дабы снова не воевать непосредственно на своих границах (как это было в войне с Ираком).
Автор: ТГ-канал «Персидский залив и вокруг него»
https://t.me/AsiaNearEast