Человеку, воспитанному в светской цивилизации очень трудно понять бородатых ребят, требующих отказаться от того-то и того-то, ибо об этом не написано в Коране (некоторое доходят и до отказа от трусов, но хоть и без трусов, зато с Калашниковами против которых Аллах очевидно не выступает). Этих товарищей современные СМИ обозначают термином - исламские фундаменталисты (радикалы), всячески тычут в них пальцем умиляясь их дремучести и желанию жить в средневековье. Однако данные ребята - это не отщепенцы, ибо фундаментализм в мусульманском мире имеет массовую поддержку: под знамена радикалов встают десятки тысяч человек с оружием в руках (ИГИЛ*, Талибан*, Аль-Каида* и еще множество террористических группировок), а по всему исламскому миру распространены панисламские течения, ностальгирующие по золотым временам Халифата и/или праведных халифов: Мусульманское братство*, Таблиик Джаммат*, Джамаат-и ислами привлекают в свои ряды миллионы сторонников. И причина такого успеха не в том, что среднестатистический мусульманин не в состоянии справиться со стиралкой, поэтому он обижается на проклятый Запад, решает отказаться от всего современного и уходит в пещеру читать Коран (или взрывает себя). Фундаментализм это не про уход в прошлое, а про - отсечение лишнего из настоящего, и корни его лежат как в самой плоскости исламской веры, так и в историческом противостоянии между исламским миром и Западом.
До 1798 года мусульманский мир пребывал в блаженной полудреме в которой Османская империя все еще являлась могучей силой готовой вот-вот взять Вену, Персидская империя покоряла диких белуджей живущих на бескрайних равнинах Индийского океана и завоевывала Афганистан, Моголы противостояли британским варварам, которые расхищали древнеиндийское наследие и сажающим опиум где только можно. Но в 1798 году Наполеон высадился в Египте и наголову разбил оттоманскую армию. Это была не просто этническая армия Оттоманской империи, это была армия халифа главы всех мусульман, а значит: продули не турки, продули все мусульмане. Таким вот нехорошим и даже болезненным образом, исламский мир встретился с новой, только- только нарождающейся, но уже имевшей отчётливые контуры, в виде превосходящей мусульман военной технике, индустриальной цивилизацией Запада. В последующие полвека зона ислама оказалась покорена Западом: европейцы обгрызли Оттоманскую империю со всех концов, Российская империя отхватила изрядный шмат сладкой Персии, британцы добили многовековую династию Моголов.
Проиграв Западу, мусульманская цивилизация рухнула во всех смыслах. В физическом плане большая часть стран Магриба, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии потеряли самостоятельность или, как Турции и Иран стали зависимыми. В духовном плане пошатнулись сами основы исламского мировоззрения. Ведь, согласно исламской вере, Мухаммед дал мусульманам абсолютно законченное, совершенное, идеальное, превосходное, восхитительное учение. Коран - это божье слово, от которого ни убавить, ни прибавить. Нет, убавить и прибавить мог Мухаммед, но он являлся последним пророком - Бог обещал больше не посылать новых, это значило что Коран, как инструкция по духовной и материальной жизни, не мог быть скорректирован (однако со временем к нему сделали дополнение в виде хадисов - историй из жизни Пророка, служащих мануалом для тех моментов, где Коран не давал ясного определения, впрочем, хадисами и Кораном мусульмане не ограничивались, и, если оба эти источника не могли ответить на вызовы бытия, тогда богословы обращались к собственному разумению, поэтому ислам не был заперт в одном лишь Коране). Другими словами, мусульманам была дана идеальная инструкция жизни (её идеальность подчеркивалась полной законченностью Корана - божьего слова), и они жили в идеальном обществе, построенном сообразно этой идеальной инструкции. Круг замкнулся, все идеально. И разумеется, это означало что у других: христиан, буддистов, язычников все не идеально, не совершенно, не посконно. Вот только французике пушки и английские штыки так не считали.
Мусульманская цивилизация на десятилетия впала в интеллектуальную кому, после которой еще десятилетия осмысливала происходящее. По всем раскладам получалось, что мусульманский мир не совершенен раз его подчинили себе христиане (Крестоносцы, которых в прежние времена мусульмане лупили), значит, с мусульманами что-то было сильно не так и требовалось понять, что именно: то ли само мусульманское учение являлось неправильным, то ли его истолковали неверно, то ли, люди уже были не те. В общем вариантов возникало масса.
Прошли годы и мусульманский мир принялся давать ответы на вызовы Запада. Их можно условно разложить на две группы: чисто религиозный ответ и светско-религиозный (подробнее см. здесь «Панарабизм - мечта, ставшая жертвой амбиций».
https://t.me/AsiaNearEast/310). Второй ответ (светско-религиозный ) родился из желания вобрать в себя западные ценности, технологии чтобы улучшить свое мусульманское житие (так пытался сделать шахиншах Ирана и провалился, так сделал Ататюрк в Турции и стал легендой). Сторонники светскости говорили, что Коран важен, Мухаммед еще важнее, а Аллах вообще вне конкуренции, но, надо искать ответы на вызовы современности вне Корана и хадисов. В качестве рецепта возрождения мусульманской цивилизации они предлагали реформировать буквально все: образование, медицину, систему правления. А вот первый ответ - религиозный, говорил, что все беды в том, что современные мусульмане отдалились от истоков и надо бы всем вместе припасть к родинку прошлого, напиться из него, умыться его водой, залить ее куда только можно, и вот тогда, мы заживем (безусловно это сильное упрощение исламской интеллектуальной мысли, спектр которой очень широк). Зачинателем этого религиозного ответа считают аль-Ваххаба - основателя ваххабизма, ибо еще в 18 веке начал свой святой поход за веру, очищая Саудовскую Аравию от всего, по его мнению, нечестивого: от излишков, нанесенных на тело ислама тысячелетней неправедной жизнью.
Ваххабизм, отчасти, предвосхитил столкновение с Западом и заранее дал ответ будущим поколениям, ибо концепция очищения от всего ненужного, уже в 20 веке стала отправной точкой для фундаменталистов. Исламский радикализм это прежде всего желание исправить перекос, вылечить рану образовавшуюся по вине самого пациента. Для этого не нужно возвращаться в прошлое, все прекрасно понимают, что мир меняется, и в нем много полезных вещей типа: сотовых, горячей воды, вакцин, туалета в доме, танков, зарина… и прочего. Требуется отсечь лишнее, то что затуманивает истинную веру, мешает ей раскрыться, не дает человеку вновь остаться наедине с Аллахом. Рецепты лечения разняться, одни считают, что ислам может сосуществовать с западными вещами (ваххабитская Саудовская Аравия тому пример, она и арабские монархии Залива выстраивают внутри себя общество совместимое, в ряде моментов, с Западом), другие совсем наоборот - они полагают что стоит лишь сжечь Микки-Мауса, журнал Плейбой, и конечно же штаны со стрелками, и тут же вернется золотое время Халифата, а все враги просто сдохнут.
(Может показаться странным такое изобилие вариантов ведь Коран то один и текст там один, но это только на первый взгляд. За первые столетия своего существования ислам выработал систему интерпретации Корана и хадисов называемую - мазхабы, т.н. юридические школы (подробнее см.здесь «Почему в исламе появились правовые школы - мазхабы»
https://t.me/AsiaNearEast/246 Всего школ пять (одна у шиитов и четыре у суннитов), каждый мазхаб имеет определенный инструментарий по препарированию наследия Пророка. Самая строгая - ханбалитская школа (ваххабитская) здесь количество инструментов минимально и при выработке ответов юристы ориентируются только на тексты и решения времен Пророка и его сподвижников, т.е. на 7 век. В других школах инструментов поболее, есть в частности «ар-рай» (суждение) - вынесение решения на основании собственного мнения не ориентируясь на Коран и хадисы. Т.е. ислам при ответе на современные вызовы, может выдать огромный спектр решений, ибо, благодаря разным мазхабом можно ответить и так, и этак: можно просто косплеить жизнь Пророка от и до, включая одежду и обстановку, а можно, достаточно вольной интерпретировать прошлого, или вообще не ориентироваться на него и это, как ни странно будет вполне в рамках ислама. Но к сожалению Западу лучше всего слышно самых оголтелых, неумных… и кровавых.).
Западное ТВ, когда рассказывает об исламских фундаменталистах, очень любит показывать самых неадекватных ребят, таким образом сам феномен фундаментализма сводиться к «тупые дикари, не желающие принимать бусы и зеркальца от прогрессивного человечества». Но это опасное упрощение, и видеть в радикалах простых дурачков, желающих ломать ТВ антенны и вышки сотовой связи (этаких неолуддитов) - неправильно. Наоборот, эти группы напичканы толковыми людьми, хорошо зарабатывающими и успешными в жизни (они естественно не дерутся на фронтах джихада с автоматов в руках, а спонсируют тех, кто с гранатами да под танк; или распространяют пропаганду, занимаются вербовкой, продумывают глобальные стратеги), и этот факт еще больше заставляет задуматься о глубине проблемы. (Их адаптивность к миру доказывает тот факт, что они (радикалы) очень активно и эффективно используют СМИ что бы промывать людям мозги, в том числе и на Западе. ИГИЛ* в этом плане стал просто эталоном: организация привлекла в свои ряды тысячи европейцев и американцев именно посредством хорошо организованной пропаганды в Инете).
Современный фундаментализм родился из конфликта мусульманского мира с Западом и поэтому он безусловно про конфликт с Западом, но это только одна его сторона. В основном фундаментализм это про попытку исламского общества выработать ответ на вызов современного мира, но, не посредством окунания головы в пески прошлого (хотя есть и такие клинические случаи, но где их нет? амиши, например), а с помощью исправление настоящего, которое по мнению радикалов оказалось поломанным по причине отступления от заветов Мухаммеда. Поэтому, теракты, ИГИЛ*, шахиды - это лишь слабые отголоски тех колоссальных процессов, которые двести лет идут в исламском обществе и до сих пор не закончены. К счастью, или к несчастью - время покажет, мы с вами оказались свидетелями этого тектонического сдвига охватить который в полной мере человеческое сознание вряд ли сейчас способно (по причине погруженности в это самое действие, ведь часто для анализа требуется отстраненность, а как ее достигнуть, когда ты по самые гланды во взрывах, терактах и всяких бен ладенах?). Лишь время покажет, сможет ли выработать исламская цивилизация свой ответ на Западное вторжение: приспособит ли она мир под себя, или приспособит себя под мир; потеряет свое прошлое в угоду настоящему или сохранит веру и приумножит ее.
*-террористические организации запрещенные в России.
Автор: ТГ-канал «Персидский залив и вокруг него»
https://t.me/AsiaNearEast Рекомендуемая литература:
1.«Muslims and Modernity An Introduction to the Issues and Debates» (Comparative Islamic Studies Series) автор Clinton Bennett.
2.«Muslim Society» автор Ernest Gellner.
3.«Islam, the West and the Challenges of Modernity» автор Tariq Ramadan. (если первые две книги - это научные исследования, то третья книга - это мусульманская апологетика, но она содержит много полезного материала по исламской культуре).