В 18 веке началось строительство первого государства Саудитов, товарищ Мухаммад ибн Сауд с отрядом верных нукеров довольно эффективно склонял к сотрудничеству окрестные племена, однако его работа была бы не так действенна если бы не религиозный фактор. Дело в том, что еще до своего завоевательного похода, он вступил в союз с лидером местного аравийского обновленческого движения Аль-Ваххабом. Этот человек являлся заметным религиозным деятелем, которого к этому моменту вытурили из нескольких городов Аравии, так как он достал местных правителей своими требованиями о религиозной чистоте и праведной жизни. Почему же так не поступил и Мухаммад ибн Сауд? Возможно он как никто другой понимал силу религии, ведь мало просто надавать всем по шапке и поставить в покорённом городе гарнизон, должен быть клей, который свяжет новое, завоеванное общество и, на эту роль вполне годился ваххабизм.
Ваххабизм не являлся чисто аравийским явлением, он был частью обновленческого движения во всем мусульманском мире, в Индии аналогом стал деобандизм укрепившийся на территории будущего Пакистана столетие спустя. Целью этого всемусульманского движения, получившего название салафизм являлось очищение ислама от привнесенных за тысячу лет изменений. Возврат к корням веры. И нехитрая концепция - жить как завещал Пророк, а Пророк завещал равенство для всех членов мусульманской общины, ибо и простой крестьянин, и великий шейх одинаковы перед Богом - пришлась по душе простому народу (успех ИГИЛ (запрещено в РФ за террористическую деятельность) во многом базируется на педалировании темы справедливости и равенстве между людьми). Поэтому не смотря на многочисленные строгости, имевшиеся в салафизме, простой люд охотно шел за Аль-Ваххабом что безусловно помогало ибн Сауду в его экспансии.
Однако, не смотря на быстрые успехи, первое государство Саудов пало под ударами более передовой египетской армии, потом и второе. У Саудов получилось только с третьего раза, когда король Абул-Азиз проведя серию войн, которые он вел в общей сложности 42 года (с 1890 по 1932 гг.), не объединил наконец Саудовскую Аравию в тех границах, в которых мы ее знаем сегодня. И все столетия связь между домом Саудов и наследниками Аль-Ваххаба - семьей Аль-Шейх оставалась чрезвычайно сильной. Это доказывает тот факт, что захватить власть в Аравии королю Азизу помогли религиозные воины «ихваны», их ярость и готовность к самопожертвованию ради распространения ваххабизма очень помогли ему в противостоянии с врагами. А вот, после того, как всех, кого надо захватили и/или убили, этот фанатизм и желание нести доброе и вечное куда бы то ни было, стали для короля помехой, и всех «ихванов» быстро утилизировали.
Разумеется, в 20 веке королевичи сделали ваххабизм государственной религией Саудовской Аравии (далее - СА) и отдали эту вотчину семье Аль-Шейх. Нельзя сказать, что ваххабизм является средневековым пережитком, тянущим страну назад, в конце концов в СА есть и телевидение, и машины, работают утюги и кондеры. Однако вместе с тем наличиствует жестокая религиозная цензура, имеется специальная духовная полиция, следящая за тем что бы люди, правильно одевались, а парочки обнимались только при наличии штампа в паспорте, и, хотя как говорят в последнее время полномочия этой полиции сильно обрезали, ее, не отменили полностью.
Кроме того, ваххабизм доминирует в сфере образования - по некоторым данным две трети всех выпускников ВУЗов СА являются гуманитариями, а по сути - религиозными деятелями: муллами, учителями, чтецами Корана, миссионерами, судьями шариатских судов, в общем, высшее образование СА в массовом порядке гонит не технократов, жизненно необходимых любому современному государству, а духовных лиц (возможно данные по проценту религиозных выпускников ВУЗов устарели, но вряд ли ситуация за последние десять лет сильно улучшилась). Пусть читателя не удивляет что религиозное учреждение выпускает учителей и судей, мечеть на Востоке - это не просто место где читают слова Пророка, еще она представляет учительские кадры для школы, а так как, нормы жизни мусульман регулируются шариатом, то обычно за правосудием идут либо в мечеть, либо к авторитетному лидеру общины.
И несмотря на то, что сфера влияния семьи Аль-Шейх сужается и светское государство все больше теснит ваххабизм, не стоит в ближайшем будущем ожидать слишком радикальных перемен. Дело в том, что ваххабизм не только выполняет роль клея для спайки аравийского общества, он служит так же щитом, защищающим СА от нападок Ирана, который хлебом не корми дай только обвинить СА в предательстве норм ислама. Именно приход к власти в 1979 году шиитского духовенства вызвал своеобразную ответную реакцию внутри СА в виде усиления ваххабизма и укрепления позиций семьи Аль-Шейх (нагляднее всего это можно увидеть на примере города Джедда, который десятилетиями служила заповедником для иностранцев где они (и не только они) могли свободно напиваться, а женщинам дозволялось ходить очень откровенно, но после 79 года все эти свободы резко обрезали).
Можно сказать, что с тех пор между Ираном и СА началось соревнование на тему «самый пылкий мусульманин в мире», обе страны внимательно следят за духовной компонентой в жизни обществ друг друга и используют любое отступление (мнимое или реальное) от заветов Пророка для нового витка антисаудовской/антииранской пропаганды. Так что до тех пор, пока будет иметь место данное противостояние то не стоит ожидать, что ваххабизм уйдет в тень.
Скорее наоборот, как показывает история, всплеск религиозного фанатизма за границей вдет к укреплению ваххабизма внутри СА. Например, ваххабитам очень помогла война в Афгане в которой ваххабиты и власти СА попытались взять духовное руководство над всеми мусульманами, воюющими в стране. Они, направляли в Афган многочисленные эскадрильи проповедников и тонны религиозной литературы в которой в том числе, указывалось как надо любить Саудов за их невероятную праведность и вклад в дело джихада. Со времени войны прошло 34 года, и, уже выросло новое поколение внутри СА и заграницей воспитанное на сказках о подвигах моджахедов которые с божьей помощью забороли могучий атеистический СССР, и лекциях бен Ладена о том, как все вокруг плохо и как с помощью убийств и взрывов сделать все лучше. Эти люди очень негативно относятся к любым покушениям на религиозную власть ваххабитов.
Но наверно, самый главный момент, который застопорит любые попытки уменьшить влияние ваххабизма в СА - это то, что без строгой религиозности СА может потерять свои позиции духовного центра мусульманского мира. Уже почти сто лет СА является хранителем Двух Святынь - Мекки и Медины, и организует хадж - паломничество мусульман со всей планеты в Мекку. Благодаря этому государство Саудов имеет возможность воздействовать на весь мусульманский мир, включая шиитов. Это огромный духовный рычаг влияния, невидимый, но ощутимый любым верующим мусульманином планеты, и он дает просто невероятную степень легитимности правлению дома Саудов, ведь если они неугодны Богу, разве он позволил бы им владеть Меккой и Мединой? Эта логика очень хорошо спасает Саудов от любых попыток откусить от них кусочек власти.
Поэтому СА не может вести себя как какой-нибудь Дубай где европейки ходят с голыми задницами, такого мусульмане не поймут, обидятся и как следствие вполне могут что-нибудь в СА подорвать. Для сохранения своего статуса СА всегда придется тщательно следить за тем, что бы модернизация страны не смыла в утиль истории старые порядки. И одновременно, постоянно контролировать эти самые старые порядки, дабы они не слишком сильно мешали строительству небоскрёбов, туристических и научных центров, помогающих стране протиснуться, через многочисленные ограничения ваххабитов, в 21 век.
Автор: ТГ-канал «Персидский залив и вокруг него»
https://t.me/AsiaNearEast Полезные ссылки по теме:
The Power of Saudi Arabia's Islamic Leaders
https://www.meforum.org/482/the-power-of-saudi-arabias-islamic-leaders AL AL-SHAYKH FAMILY
https://www.encyclopedia.com/humanities/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/al-al-shaykh-family Эволюция ваххабитского фактора в Саудовской Аравии
https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-vahhabitskogo-faktora-v-saudovskoy-aravii Education in Saudi Arabia
https://en.wikipedia.org/wiki/Education_in_Saudi_Arabia