Та страна, что сейчас называется Турцией, и та, что зовётся Ираном, контачили между собой сотни лет, в основном посредством мечей, сабель, копий, позже - ружей. Эти два государства окончательно оформили свою вражду примерно пять веков назад когда их знали под имена: Османская империя и Сефевидская Персия, и дело тут конечно не только в религии - в то время шиизм еще не окреп и не служил пугалом для всех суннитов, более того некоторые османские султаны искреннее увлекались персидской поэзией и философией, но при этом, не позволяли зайти своей страсти слишком далеко в ущерб интересам государства, впрочем, другие османские властители, напротив, совсем не увлекались а наоборот - люто ненавидели все персидское, и, эту страсть они не сдерживали, что оборачивалось массовыми казнями шиитов и суфиев на землях Османской империи. Главная причина бодания империй заключалась в том, что владения османов, мешали Персии выйти к Средиземному морю дабы получить прямые торговые маршруты к богатым европейским рынкам. Персия пыталась сдвинуть османскую тушу, та в ответ огрызалась залпами орудий, в таком ключе они жили.
Примерно с 16 века оформилась границы противостояния между державами, она проходила по плодородным полям междуречья Тигра и Евфрата - одного из самых хлебосольных мест Ближнего Востока где вдоволь воды. Плюс где-то там рядом, валялся Багдад, который сам по себе ничего не представлял, но как символ (город долгое время работал столицей арабского халифата) он вполне бы пригодился обоим империям.
Счет в борьбе за пространства нынешнего Ирака вела Османская империя, сказывалось ее техническое и людское превосходство. Османы одними из первых на Востоке научились производить пушки, взяли на воображение ружья, и сделали пороховое оружие частью своей военной стратегии. Персия включилась в гонку вооружений позже, и так как, она обладала меньшими ресурсами, то и стволов у нее было поменьше, что естественно выходило персам боком - в основном их лупили и в хвост, и в гриву. Хотя, иногда, просветления у персов случались, и они отхватывали солидные куски османских земель, в целом же военная удача предпочитала турок, которые на протяжении столетий владели древними землями Месопотамии.
Карта Османской и Сефевидской империи.
https://slideplayer.com/slide/9761024/ В 19 веке обе империи начали синхронно загибаться, чем воспользовались европейцы (и Российская империя положившая глаз на север Ирана). Эти страны не подверглись колонизации вроде африканской, но экономически они стали крайне зависеть от Европы, все новое и интересное: паровозы, рельсы, телеграф строили в этих державах европейцы, а местные аборигены, выпучив глаза смотрели на эти невероятные чудеса. Персия и Турция не раз пытались перестроить свои системы хозяйствования, но, ничем толковым это не кончалось. Однако в государствах отчетливо понимали, что, нужно что-то делать и менять, иначе об них продолжат вытирать ноги все, кому не лень и в начале 20 века глобальные изменения все-таки начались.
После окончания Первой мировой войны в Турции к власти пришел Ататюрк, выгнавший султана и объявивший, что теперь все будут молится не Аллаху, а конституции - он полностью убрал от власти религиозных деятелей и каленым железом, выжигал из общества реакционные пережитки прошлого в виде излишнего пиетета перед духовенством. Турция стала полностью светской страной вплоть до прихода к власти в 2003 году Эрдогана, который сбавил градус светскости. Но это было только четверть дела, ведь еще Ататюрк перестроил на западный манер турецкую систему образования, армию, и всю политическую структуру государства.
Примерно в тоже время (1925 г.), трон Персии занял Реза Пехлеви он, не стал звать себя по-западному - президент, а оставил привычное персам - шах, вернее шах всех шахов (повелитель всех повелителей) - шахиншах. За образец для перестройки отсталого персидского берега он взял Турцию, правда у него все получалось не так бодро и многие отмечают что зачастую, для шаха важны были косметические изменения в обществе - например одеть людей в европейские костюмы, а не глубокие перемены в хозяйствовании.
В 41 году власть в Иране сменилась, престол занял второй и последний из рода Пехлеви - Мохаммед Реза Пехлеви (по пути от бати к сыну страна потеряла название Персия и стала зваться землей арийцев - Ираном). До начала 60-х сын не особо занимался страной, предпочитая оставить все как было при отце, но в 63 году то ли по воле Аллаха, то ли Шайтана, то ли США, то ли разума, то ли всех вместе, он начал масштабные реформы под называнием «Белая революция» призванные полностью перестроить иранское общество на западный манер и сделать из Ирана - сверхдержаву регионального масштаба. По сути шах повторял то, что сделал Ататюрк сорок лет назад. Вот только со светскостью в Иране не задалось, духовенство оказалось слишком сильно, и выдрать его из тела общества, не получилось даже с потом и кровью (а этого шах пролил не мало).
Если шестидесятые годы и начало 70-х были звездным часом Пехлеви, Иран подвергся настоящей индустриализацией и страна менялась буквально на глазах, то позже все стало грустнее. К концу 70 -х экономическое развитие Ирана замедлилось, отовсюду полезли острые углы в виде инфляции, роста безработицы, падении зарплаты. Многочисленные недовольные слои населения разной политической ориентации, дружно сплотились и начали качать права. Чем это кончилось, известно - в 79 году прилетел Хомейни, выпнул шаха, и с тех пор весь иранский народ марширует в счастливое шиитское будущее.
Вплоть до этой судьбоносной даты, на протяжении всего 20 века, Турция и Иран поддерживали хорошие отношения, так как обе страны являлись союзниками США и вместе противостояли социалистическим странам Ближнего Востока - не столько из-за идеологии, на Востоке к словам «социализм» и «капитализм» всегда относились без фанатизма и могли называть себя как угодно лишь бы им давали деньги, сколько из-за политики и контроля за сферами влияния. Да и честно говоря в те времена амбиций у Турции имелось с гулькин нос, она в промышленных масштабах поставляла рабочую силу в Европу и не помышляла о дронах, авианосцах и собственных истребителях. Но, зато после 79 года их общение стало прохладно-нейтральными, ибо шииты под водительством Аятоллы принялись учить всех вокруг как жить, что соседям очень не понравилось.
Ирано-иракская война на время усмирила огонь Исламской Революции, зато после нее и вслед за крушением СССР, стало понятно - Иран твердо нацелился подобрать все что осталось бесхозным после того, как СССР ушел, а США ослабили контроль в регионе. Иран готов был осчастливить своими наставлениями всех, кто молился в правильном направлении, он начал активно работать с иракскими шиитами, с сирийцами, с ливанскими единоверцами, с йеменцами.
Это, однако привело к столкновению с Турцией. Если, в 90-е годы она варилась в себе и до иранских поползновений ей не было никакого дела, но в начале нулевых, после прихода Эрдогана, все резко изменилось. Турция начала продвигать себя как лидер мусульманского мира, и стала лезть во все щели.
Если посмотреть на карту Ближнего Востока, то можно увидеть, что во всех государствах где Иран и Турция имеют серьезные интересы, они поддерживают разные стороны. Иран накачивает деньгами и хорошими ребятами из КСИР - Асада, тогда как Турция ставит на оппозицию. Иран стремится получить контроль над Ираком, либо посредством своего человека в правительстве, либо через шиитские организации, а Турция во всю укрепляет Иракский Курдистан, усиливая эту непризнанную державу, и внося раскол в иракское единство. В Ливане где уже сорок лет Иран пестует шипастый и взрывоопасный цветок под названием Хезболла, а турки взаимодействуют с враждебными ему Братьями-мусульманами (это панарабская организация, пытающаяся сшить единое арабское государство из религиозных ниток).
Вдобавок Турция осторожно шатает трубу иранского дома потакая желаниям иранских азербайджанцев добиться независимости от персов, ведь Турции очень хочется получить сухопутный мост вдоль Каспия и соединится с Туркменистаном. А, совсем недавно обе страны довольно активно плясали вокруг Армении, которую турецкий союзник - Азербайджан неоднократно пытался сожрать. В итоге, Ирану пришлось крайне резко- посредством многочисленных военных учений, намекать что так делать не надо.
Как показывает история, туркам и иранцам есть что делить, и более того, это что-то (политическое влияние в ближневосточном регионе и на Южном Кавказе; экономические потоки, идущие как с Востока на Запад, так и с Севера на Юг) они сейчас активно и делят. Но пока делают это без фанатизма и прагматизм побеждает - две страны сотрудничают, в частности турки покупают иранский газ, и обе страны активно мочат неугодных курдов. Естественно не малую роль в поддержании порядка играют как Россия, так и Китай, внимательно следящие за регионом. Хочется надеется, что и дальше, турки и персы смогут находить компромиссы и не натворят дел, ибо если начнется турецко-иранская война, то полыхнет такой пожар, который увидят даже белые медведи на Острове Врангеля.
Автор: ТГ-канал «Персидский залив и вокруг него»
https://t.me/AsiaNearEast