Туркменистан - газовый гигант в орбите Китая.

May 22, 2022 12:41


Очень сложно писать о Туркменистане по причине закрытости этой страны. Официальные данные поступающие из республики нужно оценивать с осторожностью, потому что нет никакой возможности произвести сравнительную оценку цифр. Причиной этому характер власти установившейся с 91 года в республике, с этого момента Туркменистан словно запечатал себя от внешнего мира. Но полностью отстранится у Туркменистана не получилось бы при всем желании, ведь сама структура его экономики буквально требует разрывать границы. Я веду речь о газе, главном сокровище Туркменистана. Его месторождения стали разрабатывать в советские времена, газовую отрасль усиленно развивали и на протяжении 80-х годов добыча газа равнялась 86-90 млрд кубов в год.  Но это был не единственный вклад СССР в Туркмению, по причине того, что 80% площади Туркменистана занимает пустыня советской стороной была организована прокладка Каракумского канала, имеющего целью повысить общую площадь орошаемых земель в республике. Главным образом обводнение было необходимо для расширение полей хлопка, которые уступали в размерах более известным на весь мир угодьям Узбекистана, но входили в число крупнейших в мире . На протяжении 70- х и 80-х годов непрерывно росла урожайность зерновых, если в 71 году собирали 100 тысяч тонн зерна, то в 88 году эта цифра ровнялась 435 тыс. т. В стране активно развивалось бахчеводство, туркменские дыни - это своеобразный бренд Туркменистана.  Туркмения пользовалась всеми преференциями, даваемыми СССР: бесплатная медицина, образование, всеобщая грамотность. Однако несмотря на грандиозные экономические преобразования в Туркменской республике, СССР не удалось сплотить туркмен в единую нация, Туркменистан сохранил свой родо-племенной строй насчитывающий по оценкам экспертов 30 племен объединяющих 5000 родовых групп. В целях борьбы с трайбализмом СССР постоянно осуществляла ротацию кадров в высших эшелонах, не давая таким образом надолго захватить власть одному из кланов. В 85 году Первым секретарем ЦК коммунистической партии Туркменистана стал С. Ниязов представитель ахалского (по наименованию Ахалского оазиса в котором расположен Ашхабад, дрю название - ашхабадский) клана контролирующего столицу Ашхабад и окрестности, с тех пор этот клан возглавляет страну (два следующих президента Туркмении из этого клана). В 91 году СССР распался, Ниязов сохранил свою власть став первым президентом независимой республики Туркменистан.



Когда ведешь речь о Центральной Азии невозможно не затронуть тему русского населения. По данным переписи 1989 года население Туркменистана составляло 3 522 717 человек. Из них русское население равнялось 9,5% - около 350 тысяч человек, самая высокая концентрация русских была в Ашхабаде, при общей численности населения города 403 тысячам человек, треть всего населения составляли русские - 130 000, тогда как на самих туркмен приходилось половина горожан - 200 тысяч. Достоверно оценить отток русского населения с 91 г. не представляется возможным в виду полного отсутствия статистических данных, предполагается что сейчас в Туркмении проживает около 60 тысяч русских (в основном в Ашхабаде).

90-е годы дались Туркменистану очень тяжело, не смотря на громкие меры правительства в виде бесплатного снабжения водой , газом, электричеством и солью , дотацию на покупку муки, все было далеко не радужно. Во времена СССР весь газ, добываемый в республике использовался внутри Союза, в основном он шел на нужды Украинской ССР. Газ транспортировался по системе газопроводов «Средняя Азия -Центр» , проходящую по территории Узбекистана и Казахстана в центральные области России, где подсоединялся к другой системе труб ведущей на Украину с возможным выходом в Европу. С 91 года поставки в европейскую часть и в Европу осуществлялись при посредничестве России. Экономический кризис разразившийся на всем пространстве СССР не мог не отразится на Туркменистане. В 97 году задолженность Ашхабаду за экспорт со стороны стран СНГ в частности Украины и Грузии достигла 1,5 млрд. долл в результате чего, Туркмения полностью прекратила экспорт. Однако альтернативные проекты экспорта газа не удалось реализовать , поэтому в 99 году начались новые переговоры со все теми же покупателями, что привело к заключению в 2001 году новых торговых соглашений. Все перипетии 90- обернулись для газовой промышленности Туркмении настоящей катастрофой. Если в начале 90-х годов в Туркменистане было 3 тысяч газовых скважин , то к 2000 году их число сократилось на 80% , до 622. Была потеряна четверть всех орошаемых земель (после смерти Ниязова, в начале правления Бердымухамедова-ст., был начат переучет статистических данных, оказалось что в 2006 г. когда Ниязов был жив площадь орошаемых земель равнялась 2301 тыс. га., а в 2007 году во время нового президента цифра уменьшилась до 1695 тыс. га.)

Кроме внешних обстоятельств, негативно воздействовавших на страну, добавились еще и внутренние. В середине 90- в результате реформ Ниязова была ликвидирована большая часть научных учреждений занимающихся прикладными и фундаментальными науками - было сокращено80-90% научных работников . В марте 2004 года закрыли все сельские поликлиники и уволили 15000 медицинских работников среднего звена (медсестры, акушерки, фельдшеры). При росте населения Туркмении, в 3,2 сократилось число студентов высших учебных заведениях (при расчете на 10000 человек). Такой сознательный удар по системе образования и здравоохранения может показаться абсурдным, но, вероятно это было зримым отражением межклановой борьбы внутри страны. Марыйский клан в государстве представляли работники Академии наук и культуры, другие кланы так же имели своих эмиссаров в государственных службах. За 15 лет после обретения независимости не было снято ни одного фильма, когда в начале 2000-х по дипломатической линии хотели показать киноленту в кинотеатре, во всем Ашхабаде не нашлось такой возможности. В 2000 году кириллица была заменена латиницей. По распоряжению Ниязова в 2006 году были закрыты все библиотеки.

Именно в 90- появилось несколько знаковых проектов, которые иногда вспыхивают сверхновой звездой в связи с резкими встрясками в мировой политике. Первый - Транскаспийский газопровод. Согласно задумке, он должен был идти по дну Каспийского моря до Азербайджана, где подключался к существующей системе распределения газа и далее шел через Турцию в Европу. Но уже двадцать лет к его строительству так и не преступили , останавливает проект несколько обстоятельств: сейсмическая ситуация на Каспии, неопределенный статус моря и дороговизна. Пока он реализован в виде спотовой схемы, когда Туркмения поставляет газ на север Ирана, а Иран из своих скважин и по чуть более высокой цене гонит газ по собственным трубопроводам на Кавказ. Другой проект - ТАПИ(  Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия). Экономически он перспективен, но из-за политических причин его реализация сомнительна. В Афганском бардаке не с кем договариваться; и, хотя кажется что Пакистан должен быть крайне заинтересован в постройке ТАПИ - ведь государство станет получать доход с транзита но, он скорее будет есть траву чем поможет индусам развивать их экономику, а тянуть нитку до Пакистана нет смысла потому что стране нечем платить.

В 2000-х Туркмения искала нового крупного покупателя газа, так как экономика СНГ сильно пострадавшая в 90-е годы не могла покупать у Туркмении газа в тех же объёмах что и во времена СССР. Вот тогда появился Китай. В апреле 2006 г. Ниязов подписал с КНР ряд торговых соглашений в том числе и по экспорту газа. Это дало сильный толчок китайско-туркменским отношениям, если в 2006 году товарооборот между странами был 125 млн. долл. , то в 2007 он подскочил в три раза до 377 млн. долл. , в 2008 сумма составила 677 млн. долл. , в 2009 г. - 1,6 млрд. долл. т.е. за четыре года импорт-экспорт увеличился более чем в десять раз. Первая нитка газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай (ТУКК) была введена в строй в 2009 году. В 2011 году было экспортировано 17 млрд кубов газа, в 2012 введена вторая нитка, затем третья. Общая мощность газопровода в Китай составляет сейчас 55 млрд кубов в год. Планируется постройка 4-й нитки , что увеличит экспортный потенциал до 95 млрд кубов. Нельзя сказать, что Туркменистан легко согласился с фактом зависимости от Китая, он пытался найти и другие пути экспорта газа. Но проекты с Ираном не удалось реализовать в полную меру, другие проекты (см. выше) не продвигаются десятилетиями, поэтому в настоящий момент 93% газового экспорта приходится на Китай.

Эта прокитайская политика проводилась уже новым президентом Туркменистана Бердымухамедова-ст (по неподтвержденным данным он является внебрачным сыном Ниязова, слишком уж быстро развивалась его карьера в 95 году директор стоматологической клиник а в 97 г. уже Министр Здравоохранения) после смерти Ниязова в 2006 г. С новым правителем пришли также некоторые послабления и позитивные преобразования. Была отменена ежедневная клятва верности Туркменбаши, его имя изъято из гимна страны и флага. Изучение «Рухнамы» -труда написанного Ниязовым и поставленным им наравне с Кораном по мудрости и важности, перестало быть обязательным. С 2010 года открылись библиотеки. При Бердымухамедове-ст. началось улучшение положения дел в образовании, возросло количество средних и высших специальных учебных заведений. Но не смотря на программу строительства больниц на селе, ситуация с врачами не улучшилось - их количество продолжало падать, пусть и несколько медленнее чем при Ниязове.  А со временем произошла замена культа Ниязова, на культ Бердымухамедова-ст. пусть и не с таким гротеском.

При Бердымухамедове-ст Туркменистан отчасти приоткрылся миру. В 17 году были проведены Азиатские игры (стоившие по неофициальным оценкам 5 млрд. долл . из этой суммы, наверное, половина приходится на новый ашхабадский аэропорт открытый в 16 году). В мае 18 года в городе Туркменбаши (бывш. Красноводск) расположенном на берегу Каспия, открылся новый морской порт способный обработать 17 млн тонн грузов в год и принять 300 тысяч человек пассажиров. Опять же, по неподтвержденным данным эти работы обошлись Туркмении в 1,5 млрд долл. Можно предположить, что этот проект разработан в рамках турецкого плана по созданию Транскаспийского транспортного коридора из Китая в Турцию. Турция в нем выступает не как потребитель а в роли перевалочного пункта ресурсов Средней Азии и товаров Китая в Европу . Турцию и Туркмению роднят не только общие экономические интересы, а также общий тюркский язык и предки. Поэтому турецкое присутствие в экономике Туркмении не удивительно, но количественно оценить его невозможно.

Туркмения развивает газохимическую промышленность, были построены предприятия по производству химических удобрений аммиака и карбамида, синтетического бензина. Работают большие заводы по производству полиэтилена. Все это требует энергии поэтому внутренне потребление газа в Туркмении оценивается в районе 30 млрд. кубов. в год. Но перекос товарооборота в сторону сырьевой компоненты сохраняется, в 18 году экспорт составил 11,6 млрд долл из них 9 млрд долл пришлось на газ. Всемирный банк оценивал рост туркменской экономики в 2015 году - 8,5% а в 16 и 17 гг. уже в 8,9%. ВВП Туркмении за 2019 год составлял 48.3 млрд. долларов. При населении около 6 млн. - точной оценки разумеется нет, ВВП на человека равно 7-8 тысяч долларов.

Тем не менее в республике есть признаки определённых проблем. Главное конечно для Туркменистана это то, что экспорт в Китай до сих пор вращается вокруг цифры 30-35 млрд кубов в год, - имеющиеся мощности не загружены полностью. Можно предположить что это связано с тем, что месторождения под которые открывался газопровод не до конца освоены и газоперерабатывающие заводы подготавливающие газ к закачке не запущены на полную мощность. Поэтому громкие планы туркменского руководства о наращивании добычи газа к 2030 года до 250 млрд кубов останутся скорее всего только планами. В основе невозможности нарастить поставки газа лежит географический фактор - Туркмении некуда сбывать газ кроме как в Китай. Единственный крупный платежеспособный партнер - это Индия, но до нее как до Луны, по крайней мере до тех пор, пока Афганистан не станет мирным, а Пакистан не решит все проблемы с Индией. Путь через Каспий пока то же не может быть запущен, хотя учитывая отказ Европы от российского газа стоит ожидать возобновления планов по созданию Транскаспийского трубопровода. Процесс поставки газа - по трубопроводам на далекие расстояния чрезвычайно дорог, расходы на транспортировку могут составить до 40% цены газа. К тому же, во многом развитие газовой отрасли Туркмении идет за счет китайских кредитов, которые она отдает газом, сложно сказать сколько она из -за этого недополучает прибылей. Возможно поэтому в 2019 году для населения были отменены бесплатные газ, вода, электричество и соль (очевидно именно с проблемами в экономики была связана сделка с Россией в 19 году , по которой наша страна купила 5 млрд кубов газа).

Нужно отметить что все больше и больше влияния на Туркмению оказывает исламский фактор. Судя по косвенным признакам угроза нападения из Афганистана воспринята крайне серьезно. До последнего времени спецслужбы эффективно пресекали все попытки эмиссаров радикальных группировок вести пропаганду, но похоже что они начинают не справляться, поэтому властями был предпринят ряд мер что бы легитимизировать себя в глазах исламистов. Официальные власти не подтверждают сообщения о том, что полиция начала следить за тем что бы женщины не одевали слишком облегающую одежду и не носили юбки. Но если это правда, то таким образом, туркменские власти подгоняют внешний вид общества под исламские стандарты что бы у радикальных элементов по ту сторону афганской границы было к ним меньше претензий. Такая реакция на проблему исламизма демонстрирует, что туркменские власти, не смотря на политику изоляционизма, внимательно смотрят на происходящее вокруг и делают выводы.

Туркмении есть куда расти в экономическом плане, а кроме того, из-за ухудшения обстановки в мировой экономике ему срочно придется диверсифицировать излишне перекошенную промышленность, что вынудит его активнее искать новых стратегических партнеров (вероятно именно с целью возобновления экономической связи с Россией 19 мая 22 г. в Казань прилетал Бердымухамедов старший). Эти проблемы предстоит решать уже новому президенту Туркменистана , и по совместительству сыну предыдущего президента , Сердару Бердымухамедову выбранному всеобщим голосованием 12 марта 2022 г.

Китай, энергоносители, политика, Туркмения, Ниязов, природный газ, Бердымухамедов, Россия, Центральная Азия, топливо, туркменистан, экономика, газ, Средняя Азия

Previous post Next post
Up