Ме́рида - город в Испании, на реке Гвадиана. На месте Мериды стояла в античности Эмерита-Августа - главный город римской провинции Лузитания. Основал его в 25 г. до н. э. император Октавиан Август. Тогда же через Гвадиану был переброшен 800-метровый мост, уцелевший до нашего времени. Для защиты моста в Мериде базировался крупный римский гарнизон.
Возраст Мериды насчитывает более 2-х тысяч лет. И в нём есть немало заметных зданий, но римский театр, который был построен в античной части города, безусловно, является самым значительным не только здесь, но и, возможно, на всем Пиренейском полуострове.
Римский театр располагается на окраине Мериды, около крепостных стен, в зоне археологических раскопок древнего города - в 500 м южнее церкви святой Евлалии и в 500 м восточнее кафедрального собора Мериды. Считается, что он был построен во времена консульства Марка Випсания Агриппы, в 15-16 годах до н. э.
Полукруглая форма театра была вписана в склон холма Сан-Альбин. Его диаметр составлял около 86 м. В своё время театр мог вместить у себя до 6 000 зрителей. Места для которых были разделены на 3 зоны: нижнюю (22 ряда), среднюю (5 рядов) и верхнюю, последняя дошла до нашего времени в разрушенном состоянии. Первые ряды нижней зоны состояли из 5-ти радиальных секторов, разделённых лестницами. Горизонтальный уровень и коридор отделяли эти ряды от верхних. Средняя и верхняя зоны, имевшая каждая по 5 рядов, поддерживались сложной системой арок и цилиндрических сводов. 13 наружных дверей обеспечивали доступ и выход из театра. Полукруглое пространство орхестры было вымощено белым и голубым мрамором. Здесь же располагались тремя рядами переставные места для высшей знати и сенаторов, отделённые от остальных зрителей мраморным парапетом, от которого сохранились фрагменты.
Сцена театра имеет 7,5 метров в ширину, 63 м в длину и 17,5 в высоту. Её формируют 2 ряда коринфских колонн с мраморными карнизами и основаниями, в пространстве между ними располагались статуи римских богов и героев, которые интерпретировались и как изображения римских императоров.
В христианскую эпоху театр пришел в запустение и постепенно покрылся землёй. На поверхности осталась лишь верхняя часть трибун амфитеатра. Народная молва прозвала её «Семь кресел» (Las siete sillas), на которых, по преданию, сидели мавританские правители, когда решали судьбу города. До конца 19 века на поверхности оставались лишь эти «Семь кресел». Работы по раскопке театра начались в 1910 году под руководством археолога Хосе Рамона Мелида.
Театр пережил несколько реконструкций, в частности, в конце I века н. э. или в начале II века (возможно, во время правления императора Траяна), когда был возведён сохранившийся и по сей день фасад в передней части сцены. Во время правления императора Константина I, в 330-е годы, появились новые декоративные архитектурные элементы и мостовая вокруг строения. В период поздней Античности театр был заброшен и с течением времени скрылся под слоями земли, видимыми остались лишь несколько мест на верхнем ярусе. В местном фольклоре они стали известны как «Семь стульев», сидя на которых, по преданию, несколько мавританских правителей решали судьбу города.
В последующие времена театр претерпел несколько реставраций, при которых он обзавелся новыми архитектурными элементами и украшениями. Строение было полностью отреставрировано в 1970-х, хотя, по мнению специалистов, нынешнее реконструированное здание существенно отличается от первоначальной постройки.
В 1993 году ЮНЕСКО объявило театр объектом всемирного культурного наследия.
Город - богат на театральные конструкции. Оказывается, что в нём почти одновременно с римским театром и рядом с ним было построено и более грандиозное сооружение - амфитеатр.
Античный амфитеатр, сооружённый в 8 г. до н. э. находится в зоне проведения археологических раскопок в центре города Мерида. Он расположен на римской площади неподалеку от кафедрального собора и римского театра.
Форма амфитеатра - эллипсовидная, где его больший диаметр составлял 126 м, а меньший - 102 м, размеры арены: 64х41 м. Предполагается, что в самом центре последней располагалась звериная яма, которую в древности покрывали песком и бревнами. Здесь проводились популярные в те времена представления: гладиаторские бои, охота на диких животных, гонки наездников на лошадях, забеги на колесницах и даже морские сражения, при этом арена превращалась в бассейн.
Трибуны для зрителей были разделены на три зоны - по принципу римского театра. К сожалению, до наших дней сравнительно хорошо сохранилась только нижняя трибуна, поскольку две другие после разрушения стали строительным материалом, который брали отсюда для возведения близлежащих построек. Самые нижние ряды, расположенные ближе к арене, предназначались для представителей знати, а остальные 10 рядов - для простых горожан. Еще две трибуны располагались над входом в арену и напротив него. Вместимость трибун была большой - на зрительских рядах свободно могли разместиться около 15 тысяч зрителей. Между разными частями трибун были оборудованы многочисленные лестницы и проходы, связывавшие их между собой.
Несмотря на то, что испанские власти не сумели сохранить амфитеатр (уже в 18-м веке он подвергся взрывным работам по добыче гранита для строительства других объектов), но и сейчас он выглядит впечатляюще и поражает своими размерами.
http://www.slavnrus.narod.ru/osnown/Rt/rt/rt1.htm