"Брель жив, здоров, и находится в Париже" (с)

Mar 31, 2012 16:08

Я тоже - но "в моей столице, в моей Москве".

Кстати, - Мараховским на "Однако" навеяло:

"Шоу-бизнес (беря это понятие шире - как индустрию развлечений) общества удивительным образом следует двум основным факторам его развития: экономике и морали.

Относительно морали - она неизбежно как оказывает свое влияние, так и сама подвергается ему: тут достаточно вспомнить, что танго, считающееся ныне танцевальной классикой, подвергался в начале прошлого века гонению, осуждению и запретам за чрезмерный эротизм - точно так же, как и классические пляжные "закрытые" трико сначала сократились до бикини, а потом и вовсе перекочевали с пляжа на эстраду и телеэкран.

Что же касается экономики - тут все понятно: с развалом СССР, например, умер и советский кинематограф. Потому что фильмы банально перестали сниматься (какая-то чернуха, затеянная для того, чтобы дать актерам возможность заработать кусок хлеба - не в счет), перестали же они сниматься просто потому что народ не ходил в кинотеатры, вынужденно переоборудовавшиеся в салоны мебели: людям было не до развлечений в суете забот о хлебе насущном да "двух кусочеках колбаски".

И только годы спустя, после того как организм большой и запутанной страны начал приспосбаливаться к рыночной экономике, ситуация начала выправляться. Ровно так же и неудивительно, что новыми режиссерами, вынесенными на гребень волны, оказались люди, снимавшие рекламные ролики (а впоследствии - и порнографию, это если считать режиссером пресловутую Гай-Германику), то есть - точно из тех "специальностей", которые в упадке не оказались, либо быстро оправились в связи со спросом на их творческие усилия.

Рыночные отношения тяжело контузили весь цех советского культпросвета - все: литераторы, писатели, кинематографисты - все вдруг, в одночасье лишились не только гарантированных заказов, но и элитных кабаков и т.н. "Домов Творчества", но художники вдруг осознали ценность собственно мастерских, кинематографисты ощутили отсутствие пленки, а скульпторы - драгоценных меди и мрамора. Место его величества идеологического отдела ЦК КПСС занял Его Величество Спонсор, а бывший все-таки доступным им Коктебель сменился заоблачным Куршавелем, причем элитные места в последнем заняяли отнюдь не те, кто в советские годы привык полагать себя интеллектуальной элитой - а юные спутницы жизни новых ее хозяев, возможно не обученные литературным стилям - но прекрасно владеющие языком в совершенно ином его применении.

Люди старшего поколения - Например, такие как кинорежиссер Рязанов, как и многие заслуженные артисты, которых он снимал, оказались растеряны и не смогли вписаться в новую среду. Вернемся к аналогии с домом. Получилось довольно забавно - представьте себе, что у вас в доме вдруг выключился свет. Встали лифты, отрубилось телевидение и радио. Вы кое-как, наощупь, а где - чиркая спичками, приспособились к жизни в таких условиях - но по прошествии пары месяцев свет вдруг зажигается, и что же вы видите вокруг? Совершенно иную обстановку (рыночные условия), чужих, незнакомых людей (кто-то из жильцов уже съехал, обменявшись), новые порядки, вводимые новым управдомом, и кое-кто из новых лиц даже утверждает, что ваша квартира уже принадлежит не вам, а им - и старательно переклеивают в вашей комнате обои.

Вот примерно это происходило со всей нашей культурой, частью которой является шоу-бизнес. Кардинальному изменению подверглись буквально все его аспекты: и экономика (выделение средств), и правовая основа (авторские права), и даже идеология, точнее сами понятия художественности и морали (взять хоть тот же стриптиз), и, наблюдая текущую неразбериху, я бы сказал, что мы находимся даже не в середине пути - а, скорей, в его начале. Выдаваемые Министерством культуры поощрительные призы за рисование гигантского фаллоса на разводном мосту и горячие дебаты о художественной, а равно религиозной ценности варварских плясок в храме, выдаваемых за "панк-молебны" лишь убеждают меня в этом.

Давайте же быстро последуем за греческими музами и исследуем промежуточный результат.

Театр скорее жив, чем мертв - он обогатился новыми ипостасями (мюзикл) и обрел иное организационное построение в виде антрепризы (новое суть хорошо забытое старое - кто помнит трагика и комика Счастливцева и Несчастливцева?). Большой театр, наконец, отремонтирован и избавлен от балерин, рекламирующих себя неглиже в "Фейсбуке". Таганка лишилась своего потерянного, а потом вновь обретенного режиссера - но тут скорей виновато шершание его, режиссера, ле фамы и персональной музы по совместительству.

"Живая пись", пройдя через тяжкие годы, когда из всех картин продавались лишь полотна, свидетельствующие о зверствах НКВД - и то только иностранцам на Арбате, остановившись (вышеописанный момент "выключения света") на Глазунове - вдруг вынесла на свет божий батоно Церетели с его монументальностью, граничащей с гигантоманией. Хотя, должен сказать, нынешние очереди в Пушкинский музей на выставки Караваджо и Коровина внушают некоторый оптимизм.

Кинематограф скорей мертв, чем жив - но ему ж и приходится трудней всех остальных. Если книга рождается в голове писателя, и изо всех средств производства ему потребны лишь стол, стул, стопка бумаги и молчаливая жена - то съемки фильма требуют обычно многомиллионных затрат. И хотя за последнее пятилетие свет увидели первые ростки нового Российского кино - ему не выстоять без государственной поддержки: слишком сильно влияние "варваров", как Сарумановы орки, торгующих на рынке киносбыта имненно "пакетами" фильмов, с неизменным тараном - "блокбастером" в первых строках списка... Мэйнстрим же отечественного кино, (разве что кроме "авторского"), по недомыслию ли,- в надежде ли на международно-кинофестивальные призы, без которых он не может жить как корова без случки - копирует те же западные образцы сюжетных линий и операторских ракурсов с неизбежными взрывами термояда и эмоций. Как и сами кинотеатры,- мы позаимствовали на корню буквально все: не только концепцию нескольких малых залов, их техническое оснащение и неизменную продажу попкорна - но даже дизайн кресел с держателем для стаканчика "Колы"...

Музыка. Наши артисты, пройдя через детскую болезнь левизны, то есть сменность составов, вполне освоили методики "чеса" по городам и весям, и даже ухитряются получать некоторую толику авторских гонораров с продажи своих произведений на носителях - хотя мздоимцы из Агенства по авторским правам теперь требуют с них самих за исполнение собственных произведений. Мы, наконец, после тяжелой и продолжительной болезни, заполучили Евровидение,- молодой и сексуальный Дима Билан утер-таки нос и Патрисии Каас, и протеже Эндрю Ллойд Уэббера. Ветераны подпольной сцены типа "Машины времени" давно выбрались из подвалов и собирают стадионы, на которых 50-летнее поколение резвится, как дети в песочнице. Родилась и окрепла концепция "продюссера" - человека, рождающего идею группы, и вкладывающего в нее свои деньги - с неизменно вечно беременеющими по весне длинноногими солистками. Любопытной была "Глюкоза", под которую живая исполнительница вообще появилась лишь потом, - а псведолесбийская "Тату" - вообще первой российской ласточкой лишила девственности западный попмузыкальный мир. Однако - не пустеет и Большой зал Консерватории, и сегодня меньше, чем лет десять назад шансов на то, что туда, раскидав виолончели, въедет какой-нибудь "элитный" автосалон. Что не может не радовать.

Телевидение, как и кинематограф, - тоже подверглось "растленному влиянию запада", пришедшему вместе с глобализацией. Многочисленные лицензионные конкурсы и шоу, в том числе и не самого лучшего вкуса, заполнили наши экраны -а ведь все так славно начинавшимися с мексиканской рабыней Изаурой, фазендами и доном Педром, тьфу, Луисом Альбертой, за которых мы пролили столько слез. Они заменили фильмы на производственную тематику про заседания парткомов и борьбу лучшего с хорошим за светлое. Но я бы сегодня не сказал, что шоу Андрея Малахова, конкурирующее со своим прототипом Джерри Спрингером по накалу страстей, представляет собой шаг к лучшему - скорей, это прыжок на совершенно противоположный конец шкалы ценностей. Однако, держатся и наши, доморощенные монстры типа "КВН" и "Что-Где-Когда", вместе с очень русской по духу "Ищу тебя" и неизменным, как утреннее умывание, Леонидом Якубовичем, устало принимающим в подарок костюм киргизского пожарного и банку варенья из шишек, - что тоже внушает надежду.

Впрочем, это происходит везде. В конце концов,- и Париж уже не тот, что был ранее: уютный Монмартр 70х стал чисто туристским аттракционом, где демпингующие польские и вообще бедные восточноевропейские художники вытеснили старых парижан, Лувр обзавелся уродливыми стеклянными колпаками, половина когда-то гремевших и состязавшихся между собой кабаре позакрывались, французская эстрада после Дассэна, Далиды, Мускури, Дистеля и других - прочно сошла на нет. Как и не видно гениев кино, равных Габену и комиков, состязающихся с Де Фюнесом: Пьер Ришар, по сути, - такой же последний могиканин.

Так что на чисто наши внутренние заморочки здесь приходится и доля "просто настал момент такой..." Все меняется по ходу жизни. Как говорит когда-то ведущий с большой буквы, а ныне - просто хороший интервьюер - "такие времена..."

Потому как изменилась жизнь, изменилась роль искусства в ней, и в шоу - пришел бизнес.
Вся жизнь - это театр, а театр - это шоу.
И жизнь продолжается, и шоу маст гоу он."

Previous post Next post
Up