Jul 15, 2018 17:59
Переписка 1848 - 1852
1485. К. С. Аксаков - Н. В. Гоголю
<Май (между 11-20-ми числами) 1848. Москва>
...
В подробности вдаваться я не стану, а укажу еще на великий проступок ваш: на презрение к народу, к русскому простому народу, к крестьянину. Это выражается в вашем предисловии ко второму изданию «Мертвых душ», это выражается в письмах ваших, в вашей книге, особенно в наставлении помещику, где грубо является незнаемый и, к сожалению, не подозреваемый вами даже народ и где помещик поставлен выше, как помещик, и в нравственном отношении. Странная нравственная аристократия, странное основание духовного достоинства! Недостает, чтобы вы сказали, что тот, у кого больше душ, выше в нравственном отношении. Вот великая вина: поклонение перед публикою и презрение к народу.
...
Примечания
...
презрение к народу. - К. С. Аксаков, вероятно, напоминает Гоголю анекдот, происхождение которого связывают с его именем. Н. П. Лыжин рассказывал: «Когда (за границей, гостя у Жуковского) Гоголь вышел в сад, Жуковский заметил, что за чудак стал этот Гоголь, все молчит; прежде бывало рассказам его конца нет. Вот вам для образчика анекдот, слышанный мною от него. Во время какого-то праздника в кремлевских воротах столпился народ; надзиратель, командуя городовыми, грозно кричал: "публика, проходи, проходи, а народ пошел назад!" "Позвольте вас спросить, - заметил Гоголь, - какая же разница между народом и публикою?" - "А вот какая, - отвечал надзиратель, схватив за бороду одного из мужиков, тыкая его довольво нецеремонно в зубы, - это вот народ; куда лезешь, пошел назад! а вы-с, публика, пожалуйте-с". Надо было послушать, как рассказывал Гоголь этот простой случай, заметил Жуковский» (Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. М., 1896. Т. 4. С. 511).
...
1511. Н. Я. Прокопович - Н. В. Гоголю
16 июля <1848. Санкт-Петербург>.
...
Да, нас посетил страшный бич: по свидетельству медиков, эпидемия 31 года против нынешней была игрушкой как по количеству случаев, так и по злокачественности. Петербург, судя по официальным известиям, потерял от нее до 11 тысяч жителей, а она все еще продолжается, хотя и в несравненно меньшей степени. Что касается до нас, то мы все, со всеми чадами и домочадцами, пребываем по сию минуту благополучны и не тронуты никакими лихими болестями. Из общих знакомых наших тоже, кажется, никто не отправился к отцам; только один Белинский, что, вероятно, ты уже знаешь, умер, но еще прежде холеры от продолжительной чахотки.
...
Я должен у тебя просить извинения: ты поручаешь мне подписаться на «Иллюстрацию», и я с удовольствием исполнил бы твое поручение, но нахожусь в таких стесненных обстоятельствах, что, право, не могу: денег у меня и всегда бывает немного, а теперь лето и холера, лишив меня всех частных занятий, довела до того, что я должен рассчитывать всякую копейку, если не хочу заставлять поститься семейство мое; в таких грустных обстоятельствах, признаюсь тебе, я еще никогда не находился. Прими же мои уверения, что только одни они не позволяют мне оказать тебе эту ничтожную услугу.
...
Гоголь