Вопросы философии и психологии. Год XV. Книга I (71). Январь-февраль 1904 г.

Feb 03, 2025 18:49

В защиту чудесного. (Окончание). - Аскольдов Сергей Алексеевич (1871-1945)
...Теория чудесного, если под нею понимать истолкование чудесного в его внутренней сущности и связи с эмпирически данною действительностью, может получить свое обоснование только при помощи определенного понимания этой действительности. Кроме того, как это было выяснено уже в самом начале нашего исследования - понятие чудесного необходимо предполагает бытие духовных существ высшего порядка, и их воздействие на так называемый материальный мир с его законами. Все эти допущения должны быть оправданы и защищены от возможных возражений.

Прежде всего мы наметим вкратце то миросозерцание, которое должно быть положено в основу теории чудесного. Уже из предыдущего исследования нашей проблемы выяснилось, что таким миросозерцанием может быть только то, которое признает действительными причинами не одни лишь элементы мира, подчиненные абсолютной закономерности, но под причиной понимает всякое творческое начало, вносящее во внешнюю действительность те или иные изменения. Сущность причинной связи должна при этом пониматься не как правило или закон следования, но как живой творческий процесс. При этом должно быть совершенно безразличным - относится ли такая причинная связь ко многим индивидуальным случаям, и в силу этого имеет характер правила или закона, - или отличается полной индивидуальностью, т.-е. имеет единственное и исключительное осуществление в мировом процессе. С такой точки зрения законы природы окажутся лишь частными видами причинной связи, далеко ее не исчерпывающими и относящимися лишь к простейшим сущностям мира, обладающим крайнею косностью и элементарностью своей природы. На ряду с этим явится полная возможность признать высшие виды причинности, связанные со сложными процессами сознания и исходящие из активного единства духовных существ. Такая теория причинности является возможной лишь для того мировоззрения, которое признает в основании всей деятельности живые, творческие начала различных порядков сложности и силы. Это мировоззрение или направление можно назвать метафизическим спиритуализмом.

Вопросы философии и психологии, О духовности, Аскольдов, Метафизика, Чудеса, О непонятном, Причинность

Previous post Next post
Up