Херберг (Herberg) Уилл (30.06.1901-27.03.1977) - американский теолог и социолог. Родился в семье выходцев из России, не имел завершенного академического образования, однако за научные заслуги после 1956 получил три почетные докторские степени американских университетов. Исследуя в своих ранних работах проблемы труда и капитала, Херберг критически отнесся к марксистской концепции, полагая ее ущербной в силу игнорирования духовной составляющей человеческой деятельности. Под влиянием взглядов неоортодоксального протестантского теолога Райнхольда Нибура (1892-1971) Херберг попытался найти основания трудовой этики и социального поведения людей современного общества в библейской традиции («Иудаизм и современный человек», Judaism and Modern Man: An Interpretation of Jewish Religion, 1951).
В развитие этого подхода он обратился к изучению взаимосвязи религиозного и социально-экономического аспектов жизни американского общества. Результатом стал получивший широкую известность труд Херберга «Протестант-католик-иудей: Очерк по американской религиозной социологии» (Protestant, Catholic, Jew: An Essay in American Religious Sociology, 1955). Описывая судьбу нескольких исторических волн иммиграции в США, Херберг отметил, что принадлежность людей к протестантским, католическим или иудаистским общинам означает не только их религиозный выбор, но и определенную социальную идентичность, поскольку влияет на общественное положение человека, круг его знакомств, выбор супруга и т. п. Каждая группа религиозная сохраняла возможность собственного вероисповедания, однако при этом все разделяли и общезначимые ценности гражданского характера, выражающие основы устройства американского общества. В работе «Религия в секуляризированном обществе» (Religion in Secular Society, 1962) Херберг описал в качестве интегрирующего фактора общественной жизни США некую квинтэссенцию из теистической (иудео-христианской) веры религиозной, которую назвал оперативной религией. Свойствами этой религии являются вера в существование могущественного Бога (при минимальных познаниях в вероучении или вообще без таковых), признание богодухновенности Библии (при низком уровне знакомства с этим священным писанием), убеждение в моральном превосходстве верующих над безбожниками. Под влиянием «оперативной религии» происходит сакрализация «американского образа жизни», который оказывался для всех прибывавших в страну общим способом существования и устанавливал единую систему ценностей. Благодаря этому фактору и вырастала, по мнению Херберга, устойчивая общность населения США. Спустя несколько лет эти взгляды Херберга станут одним из теоретических оснований концепции гражданской религии.