Глава 2. От социальных структур к взаимодействиям
I. Актуальность идей Норберта Элиаса
1.3. Формы взаимозависимости, рамки свободы и структуры личности
...Последние уточнения позволяют увидеть, насколько плодотворными могут оказаться эти понятия для преодоления другой классической оппозиции, имеющей более непосредственно политическое звучание, а именно оппозиции, противопоставляющей свободу и детерминизм. После появления работ Норберта Элиаса этот вопрос нельзя более обсуждать с позиций «все или ничего» : «существует ткань взаимозависимостей, в которой индивид обнаруживает рамки индивидуального выбора и которая одновременно устанавливает его пределы». В таком случае степень автономии (и, следовательно, зависимости) для каждого актора в каждом отдельном случае должна устанавливаться с помощью конкретного социологического анализа. Впрочем, Норберт Элиас замечает, что цепочки взаимозависимости в наших современных, более сложных обществах стали гораздо длиннее и что индивид оказывается на пересечении
гораздо более разветвленных сетей взаимосвязей.
...Индивид, таким образом, на протяжении всей своей жизни вовлекается во множество связей, которые ему предшествуют (семья, социальная группа, нация и т. д.), будучи зачастую продуктом длительного исторического развития, и которые способствуют формированию его чувств и мышления. Именно здесь появляется понятие габитуса, старого термина латинского происхождения. Согласно Норберту Элиасу, габитус есть социальный
«отпечаток», налагающийся на личность, продукт различных конфигураций, в рамках которых действует индивид.
2. Структуралистский конструктивизм Пьера Бурдье
2.2. Два ключевых понятия: габитус и поле
...Габитус - это в каком-то смысле социальные структуры нашей субъективности, формирующиеся первоначально через наши первые опыты (первичный габитус), а затем через опыт нашей взрослой жизни (вторичный габитус). Это то, каким образом социальные структуры отпечатываются в наших головах и телах посредством интериоризации внешнего. Таким образом, Пьер Бурдье определяет понятие габитуса более точно, чем это сделал Норберт Элиас, а именно как «систему устойчивых и переносимых диспозиций». Диспозиции суть склонности воспринимать, чувствовать, поступать и мыслить определенным образом, чаще всего бессознательно интериоризированные и инкорпорированные каждым индивидом вследствие объективных условий его существования и его социальной траектории. Эти диспозиции устойчивы, так как они, хотя и способны изменяться в процессе наших опытов, глубоко укоренены в нас, и в силу этого пытаются сопротивляться изменению, отмечая тем самым определенную преемственность в жизни личности. Они переносимы, так как диспозиции, приобретенные в ходе определенных опытов (например, семейных), оказывают воздействие на другие сферы опыта (например, профессиональные); это самый первый элемент единства личности. Наконец, диспозиции образуют систему, поскольку они стремятся объединиться. Но для Пьера Бурдье единство и устойчивость личности, в принципе действующей в соответствии с габитусом, не являются тем единством и той устойчивостью, которые сознательно и ретроспективно представляются самой личностью и которые социолог называет «биографической иллюзией». Они суть единство и устойчивость, в самом широком смысле бессознательные и реконструируемые исследователем (в зависимости от места в пространстве социальных классов, от занимаемых институциональных позиций, накопленного опыта внутри различных полей и т. д., а следовательно, также и от пройденной социальной траектории).
2.3. Символическое измерение социального порядка
Если в творчестве Маркса Пьер Бурдье почерпнул, в частности, идею о том, что социальная реальность есть совокупность силовых отношений между социальными группами, исторически находящимися в состоянии борьбы друг с другом, то у Макса Вебера он позаимствовал помимо прочего идею о том, что социальная реальность является также совокупностью смысловых отношений, что она, следовательно, имеет символическое измерение. С точки зрения М. Вебера, представления и язык участвуют в построении социальной реальности, хотя они, конечно же, не исчерпывают собою всей реальности.
2.6. Ведущая роль объективных структур
Главенствующая роль, отводимая Пьером Бурдье структурам (структурам в головах и телах, равно как и структурам в вещах и институтах), приводит его к недооценке значения взаимодействий «лицом-к-лицу» в процессе конструирования социальной реальности. По его мнению, взаимодействия «заслоняют структуры, которые в них реализуются», и представляют собой лишь «ситуационную актуализацию объективной связи». Чаще всего они играют скорее пассивную, нежели активную роль в формировании социального мира. Подобная теоретическая установка приводит к тому, что Пьер Бурдье уделяет мало внимания интеракциям, что в свою очередь способствует их исключению из анализа.