Макаров А. И. (1954--) Феномен надындивидуальной памяти Монография 2009 г.

Dec 09, 2024 23:29

Стратегии концептуализации и онтологический статус (образы - концепты - рефлексия)
Глава 1. Надындивидуальные структуры памяти
1.2. Память и солидарность: конституирование сообществ
Все существа во мне, но я не в них. Бхагавадгита
...Однако для того, чтобы сплачивающая сила солидарности не только возникла, но и могла долгосрочно воспроизводиться, мало придать облик общегрупповым символам, необходимо еще и создать условия для иррационального переживания сложного целого, которым является общество. Солидарность держится только в том обществе, где люди разделяют чувство общей судьбы. Именно благодаря этому чувству возникает необходимое качество для устойчивой солидарности - взаимность симпатии. Симпатия влечет за собой доверие, с помощью которого вызываются в сознании воспоминания, погружающие человека в общую историю. Симпатия и доверие позволяют человеку осознавать, что он не один во времени и пространстве, что он разделяет общую судьбу со значимыми для него Другими.

...«Жить - значит зависеть от чего-то (кого-то)» - «это только одна часть формулы, вторая часть: «Жить - значит влиять на что-то (кого-то)». Влияние и зависимость чередуются во времени жизни живых существ: от кого-то и от чего-то живого зависим мы, кто-то и что-то живое зависит от нас. Другими словами, кристаллизация нашей индивидуальности неразрывно связана с феноменом солидарности, а та, в свою очередь, - с ситуацией стресса. В экстремальных условиях возникают элементарные психологические реакции и создаются примитивные социальные структуры. Интересно, что именно низкая степень сложности этих структур придает большую степень прочности обществу в условиях максимальных рисков. Возвращение к примитивным принципам организации психики и социальности вполне адекватно задаче сохранения коллектива в экстремальных условиях.

...Масштабные выплески коллективного насилия создают условия для потери рядовыми исполнителями строгого рационального контроля над своими поступками. Удивительно, но этот недостаток (с этической точки зрения) оборачивается достоинством в контексте задачи выживания: иррациональная энергия масс становится ресурсом элит, сохраняющих рациональный контроль над ситуацией. Массы, в условиях роста неопределенности, начинают действовать инстинктивно, утрачивая сложность сознания. Но именно это, в конце концов, становится причиной их колоссального волевого подъема, который способствует вхождению в историю. Историческая субъектность обеспечивается на уровне коллективного, а не индивидуального разума.
    Иррациональные мотивы солидарности могут быть объединены в понятии «чувство общей судьбы». Чувство общей судьбы и сопутствующие ему практики совместного воспоминания необходимы для выживания конкретных социокультурных целостностей в долгосрочной исторической перспективе. Однако этот факт неочевиден до тех пор, пока исправно функционируют институты религии, морали, права, искусства. Но когда история ввергнет общество в социальный катаклизм, в ходе которого будут разрушены эти фундаментальные социокультурные интеграторы, то для тех, кто будет вынужден начать работу по их восстановлению, станет очевидным значение спонтанной ненасильственной солидарности, когда консолидация усилий происходит на основе бескорыстного, нерасчетливого взаимного тяготения множества людей друг к другу. Именно тогда становится понятным, что в фундаменте исторического процесса социогенеза лежат такие специфические человеческие отношения, как братство, дружба, симпатия. Их специфичность - в том, что они существуют благодаря феномену речи и письма, которые предполагают разговор о связи памяти и языка.

1.3. Память в символическом универсуме
Говорить - значит войти в сверхчеловеческую область и руководствоваться, постоянно руководствоваться ею. О. Розеншток-Хюсси. Человеческий тип как форма для чеканки, или повседневные истоки языка
...В этом смысле вся культура может быть рассмотрена как язык или набор языков. Сущностью культурогенеза тогда оказывается становление взаимосвязанной и многоуровневой системы смыслов, формирование структур всеобщности, сферы общественного опыта. А суть процесса исторического изменения языков культуры состоит в том, чтобы расширять индивидуальное сознание за счет его приобщения к сфере совокупного общественного опыта. Язык задает смысловые горизонты понимания. Язык - это система символов, то есть таких форм, которые содержат смыслы. Смыслы запускают моторику мышления в определенном направлении, создавая цепи мотивов и поведенческих реакций.

...Такой онтический взгляд на императивную речь предполагает наведение резкой демаркационной линии между двумя режимами звучания человеческой речи: между «болтать» и «говорить».
    Говорить - значит употреблять императивные формы речи, заставляющие мышление работать в определенном направлении.
    Болтать - значит сопрягать смыслы так, что они оказываются не способны создать сильных смысловых тяг и запустить моторику мышления.
    Говорить - значит ориентировать и призывать к действию, болтать - значит дезориентировать и не создавать мотивацию.

...Благодаря языку прошлый опыт и опыт прошлого может быть закреплен и передан от одного индивида к другому в синхронном режиме (общество), от одного поколения к другому - в диахронном (традиция). Надындивидуальная память выступает обязательным условием конституирования семиотической реальности, сферы социкультурного опосредования - символами синхронных (между современниками) и диахронных (между предками и потомками) связей между людьми. Благодаря этой особенности феномена надындивидуальной памяти коммуникация принимает форму общения, то есть такого обмена смыслами, в процессе которого происходит  фокализация определенных значений и образов, фундирующих общегрупповую мотивацию, с помощью которой создаются и поддерживаются социокультурные целостности (общности) разных таксономических уровней (народ, нация, цивилизационная целостность).

из примечаний
Для сложной и многомерной коммуникации мы предлагаем использовать понятие «общение». Критерием для отличия общения от других видов коммуникации является глубина получаемого впечатления и помещение информации в долгосрочную семантическую память.
Слова «общение» и «общество» имеют общие корни в греческом, русском, болгарском, чешском, словацком, словенском языках (см.: Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка: 13560 слов : в 2 т. Т. 1. М., 1993.С. 589-590). 44 Ассман Я.

Война, Язык, Понятия, Личность, Общество, Макаров, Управление, Система и элемент, Поведение, Символ, Смысл, Насилие, Массы, Революция, Культура, Речь, Общение, Определения

Previous post Next post
Up