Обзор журналов. Mind. New Series, Vol. X, №№ 37-40, январь-октябрь 1901. - П. Мокиевского
Henry Sigwick. - Философия Т. Грина.
В этой своей посмертной статье Седжвик разбирает «Prolegomena to Ethics» Грина и доказывает, что у него спиритуалистические выводы не согласуются с идеалистическими предпосылками, на которых они основаны. Мы реферируем эту статья потому, что в ней делается попытка придать бо́льшую определенность термину «идеализм», злоупотребление которым сделалось, по словам автора «совершенно невыносимым» (quite intolerable). Кант считал возможным определить идеализм, как «утверждение, что нет ничего, кроме мыслящих существ, а все остальное есть только представление мыслящих существ», т.-е. у него действительность состояла из «духов и идей», употребляя терминологию Беркли.
H. R. Marshall. - Сознание, самосознание и наше я.
...Нервная система находится в постоянной деятельности, как целое; но одновременно с этим ее деятельность постоянно получает приращение, благодаря деятельности ее отдельных элементов или групп этих элементов,
которые время от времени раздражаются окружающей средой. И эти частичные деятельности ассимилируются системою, видоизменяя таким образом всю ее деятельность. Соответственно с этой организацией нервной деятельности мы имеем: 1) параллельно общей массовой деятельности нервной системы - ту часть сознания, которая не является, как представление, но называется нашим я; 2) параллельно деятельности отдельных элементов - сознательные представления; 3) параллельно нарастанию общей деятельности вследствие усвоения деятельности элементов - самосознание.
S. H. Mellone. - Природа самопознания.
...Реальное я есть то, что познается и реализуется в действительных процессах сознательной жизни и через них (in and through the actual process of conscious life). Сказать, что для познания всегда должен быть субъект познания, значит утверждать, что мысль или познание существует лишь как мысль мыслящего (the thought of of a thinker), т.-е. есть лишь деятельность, «активно-пассивный опыт индивидуального субъекта»; а сказать, что для познания должен существовать объект познания, значит утверждать, что познание есть всегда отношение к чему-то лежащему вне данного места его возникновения, как сознательная функция конечной индивидуальности. Всякое познание непосредственно (direct) в том смысле, что оно непосредственно относится к познаваемой реальности, хотя это познание неизбежно является несовершенным, и в некоторых деталях может быть даже иллюзорным. Самопознание, подобно всякому познанию, имеет степени достоверности. Оно предполагает основное отличие, также и соотношение мышления и того непосредственного элемента, который Брэдли называет: «Feeling», Гегель: «Gefühl», а Стаут: «anoetic consciousness». Самопознание включает в себе те элементы непосредственного опыта, которые, как таковые, не суть знания, но на базисе которых знание только и возможно. Самопознание увеличивается в глубину и делается более истинным всякий раз, когда нечто существующее в сознании (in consciousness) также и дается сознанию (to consciousness).