Nov 24, 2024 11:25
Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла (1710)
Предварительное рассуждение о согласии веры и разума
...Но г-н Бейль ищет при этом пользу совершенно иного рода, а именно такую, которая доказала бы могущество веры, убедив нас в том, что истины, возвещаемые верой, не могут выдерживать возражений разума и тем не менее сохраняются в сердцах верующих. Кажется, г-н Николь в словах, приводимых г-ном Бейлем в третьем томе его «Ответа на вопросы провинциала» называет это торжеством божественного авторитета над человеческим разумом. Но поскольку разум есть такой же дар Божий, как и вера, то их борьба есть борьба Бога с самим собой; и если бы возражения разума против каких-либо догматов веры были неопровержимы, то надобно было бы сказать, что эти так называемые догматы веры ложны и вовсе не открыты нам Богом; вера была бы тогда химерой человеческого ума, и ее торжество похоже было бы на фейерверк, зажженный после поражения.
...Для нас достаточно лишь некоторое разумение, что́ это такое (τι έστι), а понимание, каким образом (πώς) это происходит, превышает наш разум, да оно вовсе нам и не нужно.
Бейль,
Выражение,
Лейбниц,
Объединение систем,
Тезис,
Вера,
Разум,
Стиль