Энциклопедический словарь социологии религии - СПб.: Платоновское общество, 2017

Nov 20, 2024 21:50

Лукман (Luckmann) Томас (1927-2016) ...
...В 1966 выходит совместная работа Лукмана и  П. Бергера «Социальное конструирование реальности», в  котором разрабатывается феноменологическая версия социологии знания. Эта версия противопоставляется авторами всей предшествующей социологии знания, предметом которой было теоретическое знание. Последнее, по  мнению авторов, не только не исчерпывает всего запаса знания, существующего в обществе, но и играет далеко не главную роль в жизни большинства людей. Поэтому ядром социологии знания должно быть обыденное, дотеоретическое знание, которым человек оперирует в своей повседневной жизни. Предметом теории Бергера и Лукмана являются процессы и механизмы, с помощью которых происходит возникновение, функционирование и  распространение знания в обществе. Ученые руководствуются двумя главными принципами: во-первых, «социальные факты следует рассматривать как “вещи”»; во-вторых, объектом познания как исторической, так и социологической науки является комплекс субъективных значений действий. Отсюда следует, что общество в его целостности включает два момента: общество как объективная фактичность («объективная реальность») и общество как совокупность субъективных значений деятельности («субъективная реальность»). Общество, определяемое как непрерывный диалектический процесс, содержит три основные элемента: экстернализацию (проявление себя человеком в  деятельности), объективацию (процесс, в результате которого продукты человеческой деятельности и институты приобретают характер объективности) и интернализацию (процесс перевода объективированного социального мира в  сознание в  ходе социализации). «Общество как объективная реальность» отождествляется с  экстернализацией и  объективацией, а  «общество как субъективная реальность» - с интернализацией.

...Трансцендирование, согласно Лукману, есть неотъемлемая сторона человеческой жизни, наиболее ярко проявляющаяся в религиозности. Религиозность - качество самой природы человека, неизменно присутствующее в ней во все времена. Меняются лишь формы ее проявления, которые Лукман связывает с социальными изменениями, происходящими в данном обществе. Символические универсумы создаются не на пустом месте: люди рождаются в определенной социальной среде, где символические универсумы уже существуют и  человек усваивает их в  процессе социализации.

Лукман, Дети, Личность, Символ, Общество, Реальность, Учеба, Образование, Понятийные поля

Previous post Next post
Up