С. Валянский и И. Недосекина "Четыре встречи. Жизнь и наследие Николая Морозова"

Jun 20, 2017 11:00

Из предисловия к книге VI. Из вековых глубин.
....
В связи с этим находится и второе мое основное положение, о котором я уже говорил в начале этого предисловия: там, где природа за исторический период резко не изменялась, не пре­рывалась и культура, а только гегемония ее переходила в другие местности по мере того, как развитие техники делало их более благоприятными с точки зрения общественной экономики. При этом Эволюция культуры шла не плавно, а порывами, из которых на памяти человечества остаются три, сменявшиеся периодами сравнительного успокоения. Первый порыв был так называемое «беликое переселение народов» в IV- V веках нашей эры, кото­рое мы не должны рассматривать как переселения всей массы населения в другие места, а только как переселения господство­вавших слоев, что вызвало образование крупных теократических империй. Второй порыв был так называемые «Крестовые похо­ды» XI- XII веков, понимаемые в том смысле, как это дано мной в пятом томе. И наконец, третий порыв начался в конце XVIII века и, вероятно, закончится в половине XX - период обще­ственных революций, после которого можно ожидать опять около полутысячелетия плавного, спокойного развития человеческой жизни и мысли.

Отчего-то подумалось о формировании альпийской флоры...
....
Лингвистический метод, особенно выявление смысла соб­ственных имен, - который часто с поразительной ясностью вы­рисовывает мифичность всего рассказа. Возьмем хотя бы начало библейской книги Бытие: «Супруга Адама Ева родила ему Каина и Авеля, и Каин убил Авеля». По внешности это вполне исторично, а переведите здесь собственные имена по их смыслу, и выйдет: «Жизнь, супруга Человека, родила ему Труд и Отдых, и Труд убил Отдых». Вместо историчности обнаружилась аллегоричность. И такими курьезами полна вся древняя история.
...
Всякая наука пользуется отдельными фактами лишь как ма­териалом для вывода из них общих законов, объясняющих эти факты. Значит, и история в ее обычном чисто описательном состоянии не есть еше наука, а лишь материал для науки. Только в 1857- 1861 годах знаменитый английский историк Генри Бокль первый начал подводить путь человеческой культуры на земной поверхности под определенные законы, а затем марксисты взя­лись за осмысление исторического процесса, объясняя события законами диалектического материализма. А диалектический за­кон не есть простая смена тезисов и антитезисов, подобно кача­ниям маятника, все время остающегося на своем месте; он более походит на течение реки, в котором струя ударяется сначала в один берег, затем отбрасывается им по инерции к другому и по­том обратно, придавая этим всему руслу змеистый вид, пока река не впадет наконец в море.
...
«..Я очень бла­годарен Вам за Ваше письмо, полученное мною в первых чис­лах апреля, в котором Вы перечисляете нужные мне новей­шие работы по физике атомного ядра. Я постараюсь теперь же получить некоторые из них через академическое издательство и привести их в сопоставление с моими давнишними те­оретическими работами по строению атомов периодической системы Менделеева. Передайте при случае мой сердечный привет И.В. Курчатовуу отзыв которого о моей книге «Пери­одические системы строения вещества» доставил мне боль­шое удовлетворение, а список новейших работ дал возмож­ность получить в моем современном уединении интересующие меня книги». из письма Вольфковичу С. И. в 1946 г.
....
Стсбаков потом узнал, что гипотезу о космическом, или меж­звездном, поле слабой напряженности выдвинул, через несколько лет после смерти Морозова, Э. Ферми. Затем его теория была рассмотре­на другими учеными и получила общее признание, но в те годы о кос­мических межзвездных полях думал только Николай Александрович Морозов. И не только думал, но и вычислял. И не только вычислял, но и писал. Однако все считали, что это плоды его фантазии.
...

Морозов, Валянский, Недосекина

Previous post Next post
Up