Гегель Георг Вильгельм Фридрих "Философия природы"

Jun 19, 2017 18:59

Органическая физика
Животный организм
....
Поэтому нет смысла спорить о том, возникают ли болезни сами до себе или путем заразы. Имеет место и то и другое; болезнь, возникшая сама по себе, возникает и через заражение, после того как она проникла в лимфатическую систему. Другим общим видом болезни является тот, который вызывается особенными внешними вредностями, воздействующими извне на организм, так что в этот процесс втягивается какая-нибудь особенная система последнего, например кожа или желудок, получающая тогда особенную нагрузку и поэтому изолирующая себя. Тут нужно различать две формы болезней, острую и хроническую, причем медицина лучше всего справляется с болезнями первого рода.
....
Когда заболевает какая-нибудь система организма, то для исцеления требуется прежде всего, чтобы мог заболеть весь организм, ибо тогда и вся деятельность организма еще в состоянии освободиться, а это облегчает исцеление болезни; такова именно острая болезнь. Организм замыкается здесь от внешнего мира, теряет аппетит, теряет способность мышечных движении; и поскольку он живет, он питается за счет самого себя. Так как острые болезни находятся таким образом в целом, не вне его в какой-либо одной системе, а в так называемых соках, то организм в состоянии освободиться от них. Если же болезнь не может-стать такою болезнью целого, то я считаю ее хронической: таковы например затвердение печени, легочная чахотка и т. д. При таких болезнях наблюдается отличный аппетит и хорошее пищеварение; половое влечение тоже сохраняет всю свою силу. Так как здесь одна какая-нибудь система сделалась самостоятельным центром деятельности и организм уже не может возвыситься над этой особенной деятельностью, то болезнь фиксируется в одном определенном органе, поскольку организм уже не в силах сам притти в себя как целое. Это затрудняет исцеление и затрудняет тем больше, чем в большей мере уже затронут или изменен данный орган или данная система.
....
Исцеление следует представлять себе так, как мы рассматривали пищеварение. Не в том дело, что организм хочет одолеть что-то внешнее: сущность исцеления в том, что организм отказывается от своей связи с чем-то частным, считая её ниже своего достоинства, и возвращается к самому себе.
....
Вообще лечебные средства приобрели общий характер.Во многих случаях требуется лишь общее потрясение организма, и врачи сами признали, что два противоположных средства действуют одинаково. Таким образом оба метода, ослабляющий и укрепляющий, оказались несмотря на свою противоположность действительными; и болезни, которые со времени Броуна лечат опиумом, нефтью и водкой, излечивались прежде с помощью рвотных средств и слабительного.
....
Организм, покинутый самостью, умирает изнутри в самом себе. Но болезнь в собственном смысле слова, поскольку она не есть умирание, есть внешний существующий процесс этого движения от единичного к всеобщему. Необходимость смерти состоит не в отдельных причинах, как этого вообще не бывает в органическом; ибо то обстоятельство, что внешнее стало причиной, само коренится в организме. Против единичного всегда можно найти помощь; оно немощно и не может быть основанием. Таковым является необходимость перехода индивидуальности во всеобщность; ибо живое как живое есть односторонность наличного бытия как самости, род же есть движение, которое осуществляется через снятие единичной сущей самости и в нее же ниспадает, - процесс, в котором сущее единичное находит свою гибель. Смерть от старости вообще есть бессилие, общее простое состояние убыли.
....

Гегель, Смерть

Previous post Next post
Up