О мистицизме и критицизме в теории познания В. С. Соловьева. - Введенский Александр Иванович (1856-1925)
...Мистик же считает самого себя отнюдь не верующим в существование Бога, но знающим о его существовании, знающим с такой же достоверностью и непосредственностью, с какой он знает о существовании испытываемой им боли. С точки зрения мистика не он сам, а только другие люди, т.-е. немистики, могут быть верующими или неверующими в Бога; а он сам может быть только знающим.
Итак, мистицизм есть уверенность в существовании мистического восприятия.
...Таким образом Соловьев пред всеми нашими метафизиками поставил ребром такой вопрос: „если вы хотите, чтобы у вас была метафизика не в виде веры, а в виде знания, то вы должны допускать существование мистического восприятия“. А у нас метафизиков неисчислимое количество; и, очевидно, крайне полезно заставить их хорошенько задуматься, имеем ли мы возможность решать метафизические вопросы иначе в виде веры (которая может быть и согласна с церковной и противоречить ей - это безразлично), коль скоро у нас нет мистических восприятий.