Специальные курсы. Приложения
III. к Курсу «История сословий в России»
Фрагменты из устного текста лекций, опущенные В. О. Ключевским в литографированном издании.
...Стр. 237, строка 32. С этого места и до строки 28 на стр. 238 с кафедры лекция изложена была таким образом:
...Таков склад, который усвояют себе общества, созданные завоеванием, т. е. политическим фактом.
Иным путем следуют общества, которые отправляются от экономического различия классов. Господствующий капитал, движимый или недвижимый, смотря по хозяйственным условиям страны, становится источником власти; его операции соединяются с политическими и гражданскими правами; владельцы его образуют правительство. Но эта власть приобретается ие силой оружия, а гнетом капитала. Оружие утомляется и перестает действовать, капитал действует постоянно, ибо постоянно действует естественная необходимость - условие его существования. Поэтому классу, который владеет капиталом, нет нужды торопиться созданием нового государственного порядка, который бы обеспечил его господство: господство его обеспечивается не политическими средствами, не хартиями и учреждениями,
а экономическими отношениями. Зато все внимание такого класса обращено на устройство народного хозяйства, на открытие простора для деятельности капитала, на расширение и поддержание рыночного сбыта. В таких обществах нет нужды завоевывать рабочих: люди сами отдаются в руки того, в чьих руках капитал, кто дает им хлеб, т. е. средство для работы. Но это господство, ие обеспеченное законом, необходимо требует деятельности капитала; поэтому в области права совершается медленная работа. Общество получает неопределенную физиономию. Оно также слагается из двух главных сил: с одной стороны, стоит капиталист-заимодавец, с другой - рабочий-должник. Но экономические отношения допускают чрезвычайное разнообразие степеней в распределении прав и обязанностей между обеими этими силами; общество расчленяется на несколько мелких экономических разрядов, между которыми проходит чрезвычайно слабое юридическое отличие. В самом праве разрабатываются только некоторые части, преимущественно право обязательственное.
Такова разница в ходе жизни, отправляющейся от исходного факта - расчленения общества по роду занятий и по роду капитала. Вы видите, что тот и другой порядок развития различаются между собой характером исходных фактов; в первом из описанных процессов все дальнейшие явления жизни исходят из политического факта - из появления во главе общества новой властвующей силы; во втором - из факта экономического, из появления во главе общества класса, владеющего господствующим капиталом. Поэтому первый процесс расчленения общества можно назвать политическим, второй - экономическим; следствием первого является политическое различие, следствием второго-различие экономическое.
Из сопоставления этих обоих процессов можно извлечь другой закон политического развития, именно: «Чем резче сословное неравенство, тем проще сословное деление», и обратно: «Чем слабее сословное неравенство, тем сложнее, дробнее сословное деление».
...Стр. 295, строка 6-10. С кафедры это место было изложено пространнее:
Дворяне выборные и дети боярские дворовые несли дальнюю службу; кроме того, выборные дворяне назначались по очереди для отправления дежурной службы в столице при дворе, подобно тому как теперь отбывают очередную службу в Петербурге казаки. Дети боярские городовые несли только ближнюю службу или же отправляли лишь службу гарнизонную, осадную. - Служба всех перечисленных служилых чинов по отечеству была вечно обязательной и наследственной. Главное средство для этой службы почерпалось служилыми людьми в личном землевладении, вотчинном или поместном; только как вспомогательное средство для службы введено было с половины XVI века денежное жалованье, которое выдавалось служилым людям пред походами.
...Стр. 295, строки 20-35. В изустной лекции место это изложено было таким образом:
Все эти служилые чины вербовались правительством из людей разных классов, преимущественно из людей, свободных от государственного тягла, которые назывались вольными или гулящими. Первоначально эти чины набирались из охотников; в XVII столетии их стали брать как обязательных рекрутов по числу тяглых дворов, каким владел землевладелец - светский или духовный. В первое время люди этих чинов записывались на службу временно, для известного похода, и распускались по окончании его; но в XVII столетии и приборные люди, поступавшие на службу, отбывали ее уже до своей смерти или до физической невозможности служить. «Служилые чины по прибору» содержались главным образом помощью денежного жалованья; только как вспомогательное средство им служило землевладение, но их землевладение отличалось от земельных имуществ «служилых людей по отечеству» тем, что оно было не личное, а мирское, подобно крестьянскому. «Служилых людей по прибору» правительство соединяло в целые общества, которым и раздавало земли на праве общинного владения на границе государства. После из этих «приборных» землевладельцев образовалась главная масса сословия, получившего название однодворцев.
Стр. 310, строки 4-46, стр. 311, строки 1-20. Изустное изложение этого места значительно разнилось от того, которое, с продиктованными профессором вставками, предпочтено было им для помещения в литографированном курсе:
В других странах мы знаем государственные порядки, основанные на сочетании сословных прав с сословными обязанностями или основанные на сословных правах, не соединенных с обязанностями. Но и в первом случае сословные обязанности являются лишь политическими последствиями сословных прав. Такое отношение их выражалось в возможности отказаться от прав, слагая с себя при этом и обязанности. Политический порядок в Московском государстве основан был на сословной разверстке одних обязанностей, не соединенных с правами. Правда, обязанности соединены были с неодинаковыми выгодами, но эти выгоды не были сословными правами, а только экономическими пособиями к несению обязанностей. Таким образом, отношение обязанностей к выгодам в Московском государстве было совершенно обратно: выгоды здесь, напротив, были политическим последствием государственных обязанностей. Такое отношение выражалось в том, что подданный не мог отказаться и от предоставленных ему выгод потому, что этот отказ делал его неспособным нести обязанности. Служилый человек получал от государя землю в пользование-поместье. С этим пользованием соединено было несение ратной повинности. Он не мог отказаться от этой повинности, но не мог отказаться и от владения поместьем. Многие помещики бросали свои поместья и бежали в степи; их возвращали и водворяли в поместьях, заставляя пользоваться своим правом. Такой своеобразный склад государственного порядка объясняется источником, из которого вытек последний. Этим источником было политическое объединение народа во имя внешней безопасности. Великороссия объединилась под властью Московского государя не в силу завоевания, а в силу народных опасностей, грозивших извне. Московские государи расширяли свою территорию и вооруженной борьбой; но то была борьба с местными правителями, а не с местными обществами. Поразив правителей княжеств или вечевую аристократию, московские государи не встречали отпора со стороны местных обществ, которые большей частью добровольно и раньше своих правителей тянули к Москве. Итак, политическое объединение Великороссии имело своим источником потребность борьбы для внешней обороны. Предметом законодательной разработки и стала разверстка тяжестей, которые налагала эта борьба, а не сословных прав, которые не вели к цели.
Основание такого тяжелого политического склада прежде всего изменило отношение экономического деления общества к политическому-это другое общее основание, на котором стал созидаться московский политический порядок. ...
...Стр. 357, строки 5-38. Это место было значительно иначе передано в первоначальном изустном изложении:
Жилую неволю создавали следующие записи: запись с обязательством служить за рост и, по истечении известного срока или бессрочно, уплатив долг, выходить на волю; далее, заживные записи, которые состояли в обязательстве известное число лет работать на заимодавца, заживая взятый долг - жилую ссуду, которая соединялась со ссудою скотом, семенами, и с обязательством работать на господина на его земле; наемные отживные, с обязательством работать известное число лет на хозяина и по истечении срока получить от него условленную плату; записи закладные, состоявшие в том, что либо свободное лицо закладывалось в работу на известное число лет, либо закладывало своего сына, дочь, младших братьев, даже жену; наконец, жилые ученические записи, состоявшие в обязательстве человека, отдавшегося на выучку мастеру, известное число лет работать на него. Все эти виды жилой неволи развивались в XVII веке из основного принципа кабального холопства - вступать в неволю, назначаемую по уговору или условию. Это юридическое расчленение холопства, которое становится заметным с начала XVI века, и оказало могущественное действие на поземельные отношения крестьян к землевладельцам. Под влиянием кабального холопства свободные прежде крестьяне, жившие на владельческих землях, со второй четверти XVII века постепенно вступают в крепостную зависимость от землевладельцев.