Представленные материалы подготовлены П.Г. Щедровицким в рамках проекта «Философия России XX века».
Очерк философии
Охранительный либерализм. Ч.1.
«Для того чтобы Россия могла идти вперед, необходимо, чтобы произвольная власть заменилась властью, ограниченной законом и обставленной независимыми учреждениями» Б.Н. Чичерин
...Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный, охранительный.
«Уличный либерал, - писал он, - не хочет знать ничего, кроме собственного своеволия... Он жадно сторожит каждое буйство, он хлопает всякому беззаконию, ибо само слово закон ему ненавистно... Он готов стереть с лица земли всякого, кто не разделяет его необузданных порывов... Отличительная черта уличного либерала та, что он всех своих противников считает подлецами... Тут стараются не доказать, а отделать, уязвить или оплевать».
Второй вид либерализма, по Чичерину, - оппозиционный,
в котором нет требования позитивных действий, а присутствует только «наслаждение самим блеском оппозиционного положения». «Оппозиционный либерализм понимает свободу с чисто отрицательной стороны. Отменить, разрушить, уничтожить - вот вся его система», - писал Чичерин. Верх благополучия оппозиционного либерализма, по его мнению, - «освобождение от всяких законов, от всяких стеснений. Этот идеал, неосуществимый в настоящем, он переносит в будущее, или же в давно прошедшее». С помощью нескольких категорий-ярлыков этот вид либерализма, замечал Чичерин, судит обо всех явлениях общественной жизни. «Похвалу означают ярлыки: община, мир, народ, выборное начало, самоуправление, гласность, общественное мнение и т.п.». Кроме того, «постоянная оппозиция неизбежно делает человека узким и ограниченным. Поэтому, - писал Чичерин, - когда наконец открывается поприще для деятельности, предводители оппозиции нередко оказываются неспособными к правлению, а либеральная партия, по старой привычке, начинает противодействовать своим собственным вождям, как скоро они стали министрами».
Позитивный смысл свободе может придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охранительный. Необходимо действовать, «понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудных требований, не сохраняя беспристрастную независимость». Власть и свобода нераздельны так же, как нераздельны свобода и нравственный закон. Сущность охранительного либерализма состоит, согласно концепции Чичерина, «в примирении начала свободы с началом власти и закона». В политической жизни лозунг охранительного либерализма означает: «Либеральные меры и сильная власть, - либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную деятельность, обеспечивающие права граждан, - сильная власть, блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением закона, внушающая гражданам уверенность, что во главе государства есть твердая рука и разумная сила».
Охранительный либерализм. Ч.2.
«Государство, в котором задерживается общественная самодеятельность, не в состоянии тягаться со свободными странами, где все общественные силы развиваются на полном просторе и призывают к содействию общей цели» Б.Н. Чичерин
...Более подробно теория Чичерина рассматривается в работе Н.В. Катениной «Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина как явление русской мысли». Приводим выдержки оттуда:
«Сущность охранительного либерализма Б.Н. Чичерин усматривает в примирении начала свободы с началом власти и закона. Политическое кредо его выражается в следующем: «Либеральные меры и сильная власть, - либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную деятельность, обеспечивающие права и личность граждан,… - сильная власть, блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением закона… разумная сила, которая сумеет отстоять общественные интересы против напора анархических стихий и против воплей реакционных партий».
...Б.Н. Чичерин убежден в невозможности как в теории, так и в практике государственного строительства опираться только на начала либерализма (голого индивидуализма) с его постоянными притязаниями на безграничность личных прав и безразличием к любым обязанностям. Свобода личности, полагал Б.Н. Чичерин, может существовать только в государстве и в рамках закона. Свобода не любит крайностей и является преимуществом лишь умеренного правления при наличии определенных сдержек, где граждане обеспечены против злоупотребления власти. Мыслитель полагал, что чем выше степень свободы в гражданском обществе, тем больше должна быть обеспечена власть - одно служит «поправлением» другого.
...Б.Н. Чичерин существенно расходился с классическими либеральными мыслителями относительно объема предоставляемых местным властям полномочий. Главное правило в теории Б.Н. Чичерина о местном самоуправлении составляет утверждение о том, что государственная, центральная власть непременно должна иметь влияние на местное самоуправление для соблюдения законов и надлежащего исполнения различных мер, предпринимаемых правительством».