Основное гносеологическое сочинение Лейбница и его полемика с Локком (И. С. Нарский)
...Рассуждая о науках, Лейбниц с горечью пишет, что «сильные мира сего большей частью не знают ни значения их, ни того, что они теряют, пренебрегая прогрессом серьезных знаний». Прогресс же их, несмотря ни на что, будет продолжаться, но для этого необходимо дальнейшее усовершенствование метода. Мысли Лейбница и Локка вновь сливаются воедино: оба мечтают о тех временах, когда различные науки срастутся и тем самым обретут еще больше силы для беспредельного развития. Но уже ныне можно многого достигнуть, считает Лейбниц, ибо «мы имеем все отчетливые идеи, необходимые для познания тел и духов».
Таково оптимистическое убеждение немецкого просветителя.
...Принцип максимумов и минимумов связывает в единый узел все предшествующие принципы метода Лейбница, так как позволяет сделать наиболее широкие обобщения и самые глубокие выводы из присущих им взаимных противоречий. Он позволяет уверенно ориентироваться в природе, ибо она подобна «рачительному хозяину, который бережлив там, где это нужно, для того чтобы иметь возможность быть щедрым в свое время и в своем месте. Она щедра в своих действиях и бережлива в применяемых ею причинах». Благодаря этому и в познании и в практике удается достигать максимальных результатов ценой минимальных средств и усилий, если, разумеется, последние основаны на знании свойств и отношений вещей и продуманно направлены.
Отсюда основанные на учете вполне реальных тенденций познания мечтания Лейбница о минимализации аксиом. Последняя возможна, согласно его убеждению, вследствие того, что миру присуще, с одной стороны, беспредельное, но не абсолютное разнообразие явлений (так как в это разнообразие не могут включаться события, не поддающиеся взаимосогласованию ввиду их логической взаимопротиворечивости), а с другой - «простота» как единство и «совершенство» , как целостность и связанность, как способность к развитию и достижению познавательной достоверности.
...Он предвосхищает ряд гораздо более поздних физических идей, рассматривая субстанциальные микрочастицы как своего рода огромные космические миры.
Вспомним вещие слова Ленина о неисчерпаемости электрона, высказанные, в частности, в связи с идеями Лейбница. В современной нам картине мира смыкаются макро- и микробесконечности и наша метагалактика, трактуемая как совокупность «элементарных» динамических частиц, напоминает огромную иерархию монад, а кое в чем даже отдельную пульсирующую монаду, переживающую свои сжатия - «схлопывания» и расширения - взрывы. Лейбниц утверждает, что жизнь разных степеней развития если не кипит, то уже намечается повсюду.
И в наши дни это нашло своеобразное подтверждение в открытии того факта, что фрагменты межзвездного пространства заполнены многочисленными молекулами тех органических соединений (цианацетилен, формиамид, этиловый спирт, формальдегид и др.), которые соучаствуют в образовании «кирпичиков» жизни, т. е. в органической стадии эволюции химических соединений, предшествующей стадии собственно биохимической, протекающей уже не в космосе, но на отдельных планетах.