Об истинном христианстве
Книга первая. Приготовление к мудрости христианской: о грехах и добродетелях
Статья первая. Что нужно знать
Глава первая. О слове Божием
§ 15. ... Следовательно, как телу голод бывает, когда облака не кропят, а иссохшая земля не дает плода, так голод душам бывает, когда слышания слова Божия лишаются. Поскольку тогда вера, которая словом Божиим питается и укрепляется, оскудевает и исчезает, а вместо нее неверие и суеверие появляются. Оттого бывает, что люди за грех почитают то, в чем греха нет; и, напротив, не считают за грех то, в чем великий грех есть: добродетель называют пороком, порок добродетелью.
...Человек сам по себе слеп и потому требует просвещения; забывчив - и потому требует частого напоминания; ленив - и потому нужно ему поощрение; дряхл и уныл - и потому потребно ему утешение; склонен к падению - и потому требует подкрепления;
склонен к сомнению - и потому требует наставления. И все это из Святого Писания черпается.
...Страшен голод телесный, но страшнее голод душевный. Голод телесный бывает причиной смерти телесной, но голод душевный причиняет смерть душе, которая намного страшнее смерти телесной.
Глава вторая. О духовной мудрости
Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему (Иак 1:5).
§ 17. Начало духовной премудрости есть страх Господень, как говорит святой Давид: Начало премудрости страх Господень (Пс 110:10). Об этом святой Василий так учит: «Страх Господень есть очищение души, также и пророк молится: пригвозди страху Твоему плоть мою (Пс 118:120). Где страх Божий, там всякая чистота души; оттуда всякое зло и неподобное действие убегает. Ибо члены телесные, страхом как бы пригвождаемые, не могут двинуться к неподобным делам. Как тот, чье тело пригвождено ко кресту гвоздями, не может действовать, так человек, утвержденный в страхе Божием, не может ни глаз обратить к непотребному, ни рук двинуть к злым делам и не может ничего, ни малого, ни великого, вопреки званию своему сделать, объятый страхом прещений, как болезнью некоей» (В Слове на начало притчей).
§ 20. Место и седалище свое духовная мудрость имеет в сердце, а не на языке; внутри, а не вне; в силе, а не в слове. Не всякий мудр, кто внешне, перед людьми является таковым, но тот мудр, кто таков по сути; и не всякий, кто может красивую речь говорить, но кто и сердце таковое имеет. Часто бывает, что жизнь несходна с красноречием; и часто под видом красноречия кроется злонравие, которое с духовной мудростью вместе быть не может.