Святитель Тихон Задонский (1724-1783) Сочинения: Том 2. Москва 2003 г.

Aug 03, 2024 00:02

Сокровище духовное, от мира собираемое
XCV. Прямое и кривое дерево
...Правое сердце, что на языке имеет и словом объявляет, то и внутри себя имеет, то и мыслит. А неправое сердце иное говорит, иное мыслит, иное на языке, иное внутри себя имеет.

...Правое сердце всякое добро, какое ни творит, Богу, как Источнику всякого добра, приписывает. А неправое сердце - себе и своему старанию.

...Видишь изображение правого и неправого сердца. Сам думай, какое сходство и согласие между ними может быть. Что общего у света с тьмой, у сладкого с горьким, у белого с черным, у прямого с кривым? Не ищи, не ищи мира и согласия между злой женой и добрым мужем,и доброй женой и злым мужем; между злой свекровью и доброй невесткою, и злою невесткой и доброю свекровью; между злым и добрым братом, между злой и доброй сестрой, между злым и добрым соседом, и между всяким злым и добрым человеком. Нет, не было и не может быть мира и согласия между ними.
Это то, о чем говорит Господь: Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей (Лк 12:51-53).
Разделятся непременно друг с другом, когда одни Христу - Свету, а другие тьме будут следовать, одни о горнем, а другие о земном помышлять.

Что прямое и кривое дерево, то правое и неправое сердце. Как прямое и кривое дерево между собой, так правое и неправое сердце - прямое с кривым не ладится; так между правым и неправым сердцем нет никакого сходства и согласия. Но посмотрим, каково правое и неправое сердце, и увидим, какое между ними различие и может ли между ними какое-то быть согласие.

XLVII. Счастье
...Какая польза телом здравствовать, но душу иметь расслабленную? Признак расслабленной души - злонравие.

...Какая польза вне себя много знать, но себя самого не знать? Бедный человек! Старайся прежде познать самого себя и тогда будешь много знать.

XCVI. Вода с высоких гор на низкие места течет

3) Смиренное сердце высшим послушание показывает, равных и низших себе не презирает, но со всеми обходится, как с братией, хотя бы и достойнее их было и больше их имело дарований, ибо оно смотрит не на дарования, но на подлость свою, и познает, что дарований не его, а чужие, и оно одно вместилище, а не господин их, а подлость и ничтожество его собственное, как у всех людей, ибо всякий человек сам по себе беден и окаянен. И потому с низкими обходится, как один из низких.

5) Смиренное сердце считает себя недостойным никакого благодения и достойным всякого злострадания. Поэтому, когда в несчастьи находится, не ропщет, не негодует, но великодушно терпит, считая себя достойным того.

7) Когда видит или слышит кого согрешающего, не осуждает его, ибо видит, что и сам он такой же грешник.

...Начало благополучия - познать свое неблагополучие, как начало здоровья - познать свою немощь.

CIII. Учение
...Обучение христианское состоит в следующем:
1) В познании Бога. Когда Бога будешь познавать, то будешь умудряться, но внутри, а не вне. И чем больше будешь познавать, тем будешь мудрее и искуснее в звании христианском.
Когда истинно познаешь, что Бог Вездесущ и Всеведущ, и всякое твое дело, помышление, начинание и намерение видит, и всякое слово твое слышит, и в Его Всемогущей руке твоя жизнь и смерть, знание это непременно научит тебя бояться Его и трепетать, и везде осторожно поступать, осторожно говорить, осторожно делать, осторожно мыслить и поступать.

Причины, О болезнях, Святитель Тихон Задонский, Поведение, О войне, Евангелие, О сердце, Тезис, Учеба, Отцы, Рецепты, О скромности, Цитата

Previous post Next post
Up