Гегель Георг Вильгельм Фридрих "Философия природы"

Jun 11, 2017 21:37

Органическая физика
Животный организм
....
Моментом различия в чувствительности служит направленная наружу, связанная с чем-то другим, нервная система: это - ощущение как нечто определенное, будь то в форме непосредственно внешнего чувствования или в форме самоопределения. От спинного мозга отходят главным образом двигательные нервы, от головного - преимущественно чувствительные : первые представляют собою нервную систему, поскольку она практична, вторые - ту же систему, как определяемую извне, для чего требуются органы чувств. Вообще же нервы концентрируются в головном мозге и отсюда же расходятся в разные стороны, распределяясь по всем частям тела. Нерв есть необходимое условие, чтобы в месте прикосновения к телу появилось ощущение, он есть также условие воли и вообще всякой самоопределяющейся цели. Вообще же об организации мозга известно еще очень мало.
....
Как абсолютное движение, как естественная живая самость, олицетворенный процесс, кровь не приводится в движение, а есть движение. Физиологи изыскивают всевозможные силы, чтобы объяснить это движение: «Кровь выталкивается сердечным мускулом, которому помогают стенки артерий и вен и давление твердых частей, толкающих ее вперед; в венах впрочем сердечный толчок уже не играет роли, там действует одно лишь давление стенок». Однако все эти механические объяснения физиологов недостаточны. Откуда в самом деле берется это упругое давление стенок и сердца? «От раздражения крови» - отвечают они. Стало быть сердце приводитв движение кровь, а движение крови есть в свою очередь движущая сила сердца. Но таким образом получается круг, perpetuum mobile, которое тотчас же должно было бы остановиться, ибо силы находятся в равновесии. И поэтому дело обстоит наоборот так, что сама кровь есть принцип движения, она - тот центральный пункт, благодаря которому сжимание артерий совпадает с ослаблением сердечных желудочков. Это самодвижение не заключает в себе ничего непонятного, неведомого, если только под пониманием не разуметь указание на нечто другое, служащее причиной рассматриваемого
....
Такова кровь, субъект, который ничуть не меньше воли способен начинать движение. Как цельное движение, кровь есть основание и само движение. Но в то же время она отходит в сторону, как один из моментов, ибо она есть различение себя от самого себя. Движение и есть этот отход в сторону от самого себя, благодаря чему оно есть субъект, вещь, и вместе с тем снятие этого стояния в стороне как возвышение над собою и своей противоположностью. Но оно оказывается также частью и результатом, потому что противоположное само снимает себя и возвращение происходит с его стороны. Так живая и оживляющая сила крови возникает из образа; и ее внутреннее движение требует также настоящего механического внешнего движения.
....

Гегель

Previous post Next post
Up