Лев Николаевич Толстой - 1908 г.
...Со многих сторон восставали и восстают на него. Ревнители неподвижности сложившихся сторон человеческих отношений упрекают его за смелость мысли и за разрушительное влияние его слова, ставя ему в строку каждое лыко некоторых из его неудачных или ограниченных последователей. Ему вменяют в вину провозглашение им, без оглядки и колебаний, того, что он считает истиной и по отношению к чему лишь осуществляет мнение, высказанное им в письме к Страхову: «Истину... нельзя урезывать по действительности. Уж пускай действительность устраивается, как она знает и умеет по истине». Но не сказал ли некто, что «истину, хотя и печальную, надобно видеть и показывать и учиться от нее, чтобы не дожить до истины более горькой, уже не только учащей, но и наказующей за невнимание к ней?»
А ведь этот некто - был знаменитый московский митрополит Филарет...
Том 7. М., 1969 г.
Петр Великий и народное просвещение - 1887 г.
...Хотя царем Михаилом Федоровичем и была дана в 1639 году Олеарию грамота о том, что «ведомо нам учинилось, что ты гораздо научен и навычен в астрономии и географус, и небесного бегу, и землемерию, и иным многим надобным мастерствам и мудростям; а нам, великому государю, таков мастер годен», но еще сорок лет спустя Симеон Полоцкий определял число языческих богов в 30 тысяч и писал, что видимый мир состоит из естества небес и естества стихийного, небеса же суть троякие: небо эмпирейское в 428 тысяч верст, небо кристальное и затем твердь, на которой водружены звезды и планеты и т. д.
...В этого рода сочинениях описанию соседей наших с Запада отводилось меньше места, чем фантастическому описанию «дивиих людей», да и характеристики этих соседей отличались большою краткостью. Так, французы оказывались «зело храбры, но неверны и в обетех своих не крепки, а пьют много», жители «королевства агленского - немцы купеческие и богатые, воинских людей у них мало, а сами мудры и доктуроваты, а пьют много», а люди королевства польского «величавы и обманчивы, - пьют зело много, платья носят зело цветно и всяким слабостям покорны, а вольность имеют велику, паче всех земель».
...Поэтому подробностей о внутреннем политическом устройстве, характере народа и его верованиях почти не встречается, кроме некоторых замечаний относительно светского обращения, а также женского пола и развлечений в театрах и на ярмарках. Некоторые сведения о существующих в Западной Европе светских правилах становились у нас известными уже в XVII веке. Недаром еще при царевичах Петре и Иване состоял иностранец Рамбург для преподавания «танцовального искусства и поступи немецких учтивств». Последние, впрочем, далеко не всем приходились по сердцу, и одна из русских царевен, жившая при дворе немецкого принца, жаловалась, что ей тошно становится «от куплиментов немецких и от приседания хвоста».
...Стольник Толстой в 1697 году находил, что «народ женский в Венеции зело благообразен и строен, и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не очень охоч, больше заживают в прохладах».
...Предписывая указом 1720 года Синоду заботиться о переводе книг по хлебопашеству, Петр пишет: «Понеже немцы многими рассказами негодными свои книги наполняют только для того, чтобы велики казались - чего переводить не надлежит». Вместе с тем он желает точности в переводах, поручаемых действительно знающим людям. «Переводчики, - говорит он,- должны иметь художество и языки, а не имея того художества, о котором переводит, перевесть правильно не может».
...Отмечено враждебное отношение испанцев к французам: «Между гишпанцами и французами природная ли или обыклая антипатия состоит - о том еще и доныне диспутуется».