О логике Платона в связи хронологией и стилометриею его сочинений. - Струве Генрих Егорович (1840-1912)
В. Лютославский: The origin and grows of Plato's Logic with an account of Plato's style and of chronology of his writings. London. Longmans, Green and Comp. 1897, стр. XVIII и 547.
...Начала самостоятельного и метафизического учения об идеях представляются в Кратиле, Пире и Федоне. Им автор посвящает пятую главу. Только теперь Платон дает себе ясный отчет в необходимости самостоятельного исследования пособий и методов познания. Это исследование он начинает в Кратиле разбором отношения мысли к речи. Платон указывает здесь на основное различие между этими двумя явлениями умственной жизни. Критическое же сознание этого различия свидетельствует об очень важном прогрессе в философском развитии мыслителя, в особенности когда вспомним, что отождествление мысли и речи есть явление совершенно естественное в умственной жизни. Благодаря этому различию, Платон противопоставил мысль, идею, как нечто постоянное, неизменное, изменяющимся, более или менее случайным проявлениями ее в речи. Это послужило исходною точкой для признания за идеями вполне самостоятельного, субстанциального бытия
вне влияний чувствительного мира.
...В Теэтете мы в самом деле находим первую в истории философии таблицу категорий, которую Платон затем повторяет и пополняет в Пармениде и Софисте. В этой классификации первое место занимают понятия о субстанции и небытии, затем следуют понятия о тождестве и различии, о сходстве и разногласии, об единстве и множестве, о движении и покое и т. п. Конечно, значение этих категорий не заключается в их полном и точном исчислении, но в самом факте, что Платон, рассматривая процесс познания вещей, пришел к ясному сознанию о существовании в человеческом уме общих мыслительных форм, к которым может быть сведено все частное содержание нашего знания.