О. Конт и его значение в исторической науке. - Герье Владимир Иванович (1837-1919)
...Анализируя семейный быт с точки зрения позитивизма, Конт видит основную черту его в подчинении полов и возрастов: подчинением жены мужу обусловливается возникновение семьи, подчинением детей отцу - семья поддерживается. Являясь таким образом горячим приверженцем римского принципа подчинения жены мужу, Конт выводит его из более общего основания, которое он видит в естественной и непреложной подчиненности женщины по отношению к мужчине. Позитивизм, устранив прежний религиозный мотив этой подчиненности, который, по словам Конта, в настоящее время, может только пошатнуть (compromettre) этот принцип, должен поставить его на незыблемом основании. Это незыблемое основание Конт видит в положительной биологии, которая, в особенности в силу важно теории Галля, начинает научным путем рассеивать (faire justice) химерические революционные декламации о мнимом равенстве женщин и мужчин. Анатомическое исследование и физиологическое наблюдение, по мнению Конта, доказали неопровержимо в анализе полов и возрастов, что женский пол представляет собою нечто в роде постоянного детского состояния биологического типа человека. Дополняя эти биологические данные,
социология должна доказать полную несовместимость общественной жизни с химерическим равенством полов, указывая каждому из них специальные, постоянные функции для достижения общей цели различными путям.
Но, с другой стороны, Конт признает неоспоримое преимущество женского пола над мужским в большей способности женщины к развитию симпатии и общественности - способности настолько более значительной, насколько женщины уступают мужчинам относительно ума и рассудка. Отсюда Конт делает вывод, что настоящая функция женщин заключается в том, чтобы постоянно видоизменять общее направление жизни, установляемое холодным рассудком, и умерять его влияние (fonction moderatrice)
...Из этого же представления об обществе, как об организме, основанном на кооперативном начале и все более развивающем разделении труда, - Конт старается вывести и понятие о правительстве. Чем более развивается разделение и специализация труда, тем более отчуждаются друг от друга элементы общества и утрачивают представление об общей цели. Этому и призвано противодействовать правительство. Поэтому социальное назначение правительства заключается, по Конту, главным образом в том, чтобы достаточно сдерживать и по возможности предотвращать роковое расположение к разобщению идей, чувств и интересов, т.-е. неизбежный результат самого принципа человеческого развития, которое, если бы оно беспрепятственно следовало своему естественному течению, неминуемо привело бы к остановке социального прогресса во всех главных отношениях. В таком представлении о правительстве Конт видит самое положительное и разумное основание для отвлеченной теории о правительстве в самом благородном и обширном научном понимании его, - определяя его как общую необходимую реакцию целого над частями, сначала инстинктивную (spontanе́e), а потом сознательную и упорядоченную (rе́gularisе́e)
...Хотя, по-видимому, в истории самое конкретное явление и самый естественный предмет для наблюдения представляет собою отдельный человек, - Конт утверждает противное. „Человек, говорит он, в статическом, также как и в динамическом отношении, собственно говоря ничто иное, как чистое отвлечение; реально только человечество, особенно в порядке умственном и нравственном“.
...Таким образом из предшествовавшего изложения пред нами выступают главные очертания Контовской динамики или философии истории. Мы будем иметь перед собою историю человечества - без связи с окружающей природою, без людей, без государств и наций, без религиозных и эстетических идеалов, но крепко сплоченную воедино в силу известного нам закона „умственной эволюции“ и обращенную в проповедь новой доктрины и в подножие новой, непогрешимой власти.