Глава 6. Тревожные годы
Профессор, командующий
...В апреле 1932 года его назначили начальником и комиссаром Военной академии имени М.В. Фрунзе. …
В академии Борис Михайлович сразу же внес ряд изменений в учебный процесс. Он отвел наибольшее количество занятий изучению тактики специальных родов войск, а также военной техники. Такова была его принципиальная установка:
«Будущая война мыслится как война в большей степени, и в особенности вначале, как война маневренная. Затем как война, ведущаяся в условиях громадного насыщения техникой: война, где армии враждующих сторон, в особенности после первых операций, потеряют свой кадровый состав и превратятся в милиционные армии (имелось в виду, что на смену убывшим придут мобилизованные контингенты без должного предварительного обучения. - Авт.).
И, наконец, благодаря насыщению техникой будут иметь колоссально возросшие тылы. Вот четыре отправных данных, которые характеризуют будущую войну».
Вот почему «академия должна, с одной стороны, готовить общевойскового и штабного командира, вооруженного знаниями современной теории военного искусства, а с другой - дать армии практика военного дела... Знание военной техники, знание технических родов войск и умение организовать их использование в боевых действиях составляют важнейший отдел обучения в военной академии».
...Его преподавательская работа была отмечена наградой - орденом Красной Звезды. В июне 1935 года ему присвоили ученое звание профессора высших военно-учебных заведений как специалисту исключительной эрудиции и больших обобщений, пользующемуся известностью не только в СССР, но и за рубежом.
Вообще, в этом году произошли серьезные изменения в его карьере. Как будто о нем вспомнило некое весьма влиятельное лицо. Его избрали в высший орган государственной власти - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК СССР). В сентябре он был назначен командующим войсками Ленинградского военного округа, знакомого по прежней службе; в ноябре присвоили высокое звание командарма 1-го ранга.
...О том, как оценивал общую внешнеполитическую обстановку Борис Михайлович, можно судить по тезисам его выступления на совещании командного состава Л ВО 20 декабря 1935 года. По его словам, это был год потрясений, когда СССР находился под угрозой войны и на западе, и на востоке. Японцы неоднократно нарушали нашу государственную границу, а Германия продолжала наращивать военную мощь и сколачивать блок, направленный против Советского Союза. Для Ленинградского военного округа это обстоятельство имело особое значение. Угроза войны остается, ибо политика Польши и Финляндии находится «в орбите Германии».