Этьенн Бонно де Кондильяк (1714-1780) Сочинения в трех томах том 2. М., «Мысль» 1982 г.

May 31, 2024 13:39

Трактат о системах. 1749 г
Вторая часть. Опровержение системы монад
Глава X. Пример восьмой, и последний. Опровержение спинозизма
Параграф I. Об определениях первой части «Этики» Спинозы
Ни в чем не обнаруживается ярче слабость нашего ума, чем в его попытках переступить поставленные ему границы. Хотя мы не имеем никакого представления о том, что называют субстанцией, однако выдумали слово сущность для обозначения того, что составляет субстанцию; а чтобы не считали этот термин лишенным смысла, придумали другое слово - атрибут - для обозначения того, что составляет сущность. Наконец, когда оказывается возможным обойтись без этих определений, то признают, что субстанция, сущность и атрибут означают одно и то же. Так лабиринт слов служит прикрытием для глубокого невежества метафизиков.

Параграф II. Об аксиомах первой части спинозовской «Этики»
Шестая аксиома. «Истинная идея должна быть согласна со своим объектом».
...Спиноза, воспитанный на чтении трудов Декарта, не знал ни происхождения, ни образования (generation) идей. Об этом можно судить по тому, как он их определяет. «Под идеей я разумею,- говорит он,- понятие, образуемое душой в силу того, что она есть вещь мыслящая». «Я говорю понятие, а не восприятие, так как слово восприятие как будто указывает на пассивное отношение души к объекту. Напротив, слово понятие, как кажется, выражает действие души».
Но каким образом эта идея, образованная действием души, может быть истинной, или согласной с каким-нибудь объектом, и по какому признаку можно убедиться в этом? На это мы не найдем у Спинозы ответа. Он довольствуется предположением, что существуют истинные идеи, и, без сомнения, полагает, что это именно его собственные идеи.

Идея, Понятие, Понятийные поля, Кондильяк, Механика понимания, О непонятном

Previous post Next post
Up