Первые русские придворные комедианты
Федор Григорьевич Волков (1729 г. февраля 9-го - 1763 г. апреля 4-го).
...После сей комедии воспоследовал балет. (Во французской земле балетом такое представление называют, в коем комедианты чувствования свои разными телодвижениями изображают)
...Но и не токмо французы в искусстве театральном преимущество имеют: надлежит приметить, что в «Балете цветов» и танцах, «Соединение Любви и Брака» окончивших, русские танцовщицы, особливо Аграфена и Аксинья, великое искусство показали. А Аграфена сия, дочь придворного истопника, и г-жею Дюшальмонт с г-ном де-Сериньи с другими русскими девицами, по своему великому дарованию, театральному искусству, пению и пляске научены были. А что русские девицы в театральном увеселении участвуют, в сем ничего порицания достойного не зрится, да и девицы сии не дворянского происхождения, а театральные увеселения не зрелища бесовские суть, как многие говорят,
не из греховных и развратительных изображений составлены; а сии театральные увеселения удобны трогать сердце, возбуждать к добродетели и приятное и полезное времяпрепровождение образуют. А Ее Императорское Величество в дни сии, видя, что изгоняется невежество и торжествует просвещение, всеми силами к процветанию искусств в стране Российской ревнует и российские таланты покровительствует.
...Страстная любительница театральных зрелищ, Государыня оставалась недовольною, когда замечала отсутствие зрителей во время представления. «В оперном доме, записано в Камер-фурьерском журнале, отправлялась французская комедия, в присутствии Ее Императорского Величества. Того же дня, во время оной комедии, Ее Императорское Величество изволив усмотреть, что смотрителей, как в партере, так и по этажам, весьма мало, Всемилостивейше указать соизволила: в оперный до свободный вход иметь во время трагедий, комедий и интермедий обоего пола знатному купечеству, только бы одеты были негнусно».
...и интерес к русским спектаклям так возрастал, что 29 сентября последовало Высочайшее повеление, чтобы профессорам Академии Наук Ломоносову и Третьяковскому сочинить по трагедии.
...Певчие были счастливее подьячих. Эти, находясь у немчина в научении комидийного дела, вопили к царю: «корму нам, холопям твоим, ничего не учинено, и мы, холопи твои, учася платьишком ободрались и сапоженками обносились, а пить-есть нечего, и помираем мы, холопи твои, голодною смертию».