Этьенн Бонно де Кондильяк (1714-1780) Сочинения в трех томах том 2. М., «Мысль» 1982 г.

May 27, 2024 12:28

Трактат о системах. 1749 г
Глава VII Пятый пример, взятый у Мальбранша
...«Первое и главное соответствие между свойством материи принимать различные фигуры и различные конфигурации и способностью души воспринимать различные идеи и различные модификации заключается в том, что, как свойство тел принимать различные фигуры и конфигурации совершенно пассивно и не заключает в себе никакого действия, так же пассивна и не заключает в себе действия и способность души воспринимать различные идеи и модификации. Способность души, посредством которой она воспринимает все это, я называл разумом».*
Таким образом, дух не образует сам никаких идей; он получает их вполне готовыми. Вот к каким следствиям приходят, когда рассуждают, руководствуясь лишь сравнениями. Но если обратиться к опыту, то легко убедиться, что разум пассивен лишь по отношению к идеям, получаемым непосредственно из чувств, а все прочие идеи созданы им самим.
* Н. Малъбранш. Разыскания истины, т. 1. СПб., 1903, с. 20.

...Движение - как оно присуще материи - есть, по нашему мнению, не что иное, как переход тела из одного места в другое. Может ли Мальбранш определить таким же образом движение, приписываемое им душе? Разумеется, нет; но тогда какую же идею об этом он может дать? Душа чувствует потребности своего тела, она чувствует движение, направляющее ее к предметам, необходимым для ее сохранения. Следовательно, движение тела всегда сопровождается ощущением души. Вот почему их смешивают, называя одним и тем же термином; но слово это не дает нам никаких знаний о природе этого ощущения.

...Движения суть действия воли; чувства суть модификации духа [Мальбранш].

...Мальбранш был одним из величайших умов истекшего столетия, но, к несчастью, его воображение имело над ним слишком большую власть. Он видел лишь через его призму, и ему казалось, что он слышит ответы несотворенной мудрости, всеобщего разума, Слова. Никто не может сравниться с ним, когда он схватывает истину. С какой проницательностью он анализирует ошибки чувств, воображения, ума и сердца! Какими красками рисует он различные характеры лиц, впавших в заблуждения при разыскании истины! Когда же он сам обманывается, это так пленительно, что он кажется ясным даже тогда, когда его невозможно понять.

Мальбранш, Мышление, Выражение, Реальность, Восприятие, Движение, Кондильяк, О непонятном

Previous post Next post
Up