Харламов Иван Николаевич (1855-1887) Странники. (Очеркъ изъ исторіи раскола) 1884 г.

May 22, 2024 13:03

...Когда «императоръ раздроби народъ на  разные чины и разложи нань дань подушную, - овыхъ бо торговаго дѣля (ради) промысла мало поотягчи, другихъ  же земледѣльства ради и  прочаго посредственно обложи; потомъ  же и  землю размежева, езера убо и  рѣки, лѣса  же и  прочія  же усадьбы имъ раздѣли, да  знаютъ каждо ихъ свое и  наблюдаютъ е, другаго  же надѣлу не  прикасаются, якоже и  купеческихъ торгу не  касаются, - и  симъ раздѣленіемъ оный императоръ… содѣя (людей), яко язычники другъ на  друга ратоборствовати… Съ тѣхъ поръ какъ одержана тако врагомъ человѣцы и  понуждены имъ пещись о  дани оной и  о домовномъ строеніи, и  о собраніи  имѣній, якоже мравій неусыпно тщанье возъимѣша како большая собрати, - и  сего ради въ торгахъ начаша бывати обманы - неправыя мѣры, и  неистовые вѣсы, и  во всякую вещь неудобные примѣсы; сего ради божбы и  клятвы ложныя родищася». Изъ такого житья естественно явились «ненависть и зависть, вражда и драки и междоусобныя брани; другъ на  друга свирѣпствующе и  другъ друга обидяще, и  имѣнія  разграбляюще ради запрещенія  не вступать въ купечествующихъ дѣло»… «Надѣливъ кому много, кому мало, иному  же ничего  же давъ, токмо едино рукодѣліе имѣти повелѣвъ». Императоръ произвелъ вражду между людьми, «бои и  убивства, кражи, зане неимѣнія (ради) у  имущаго тайно нача похищати, а  сильный другаго надѣлъ своею силою нудящеся отняти во  область свою и  въ томъ начата тяжбы содѣвати, - отчего суды неправедные во  мздѣ нача быти… Сего ради во  всѣхъ рать неумиримая и человѣконенавиденіе наглое воста и во вся вмѣстися, и  сихъ ради, онъ, змій седмиглавый, воцарися въ человѣкахъ на земли, его же наричутъ діаволомъ. Главъ седмь суть смертные грѣхи: первая убо зависть, вторая - сребролюбіе, третья - блудъ, четвертая -  чревоугодіе, пятая - гордость, шестая - гнѣвъ, седьмая - небреженіе. И  сими главами своими онъ, черный и  десятирогій, оттого, нача пожирати всѣхъ на  земли живущихъ, сирѣчь земная мудрствующихъ, ихже удержа міродержецъ… въ умномъ скитаніи  и въ мятежѣ суетномъ быти».

...Спасеніе души и  борьба съ помыслами требуютъ постоянно сосредоточеннаго и  трезваго вниманія. А, между тѣмъ, житейское зло и  тревоги такъ поглощаютъ человѣка, что  онъ, наконецъ, не  замѣчаетъ правды Божіей и  поддается сатанѣ. Ефремъ Сиринъ говоритъ, что  только тотъ пойметъ и  уразумѣетъ пришествіе мучителя, кто откажется отъ всего мірскаго. «А  любящимъ земное неразумно будетъ (т.-е. непонятно все это): аще и услышатъ слово, не имутъ вѣры, но паче мерзитъ имъ глаголяй сіе…»

Ефрем Сирин, Харламов, Восприятие, Раскол, Система и элемент, Личность, Государство

Previous post Next post
Up