Шапошников Борис Михайлович (1882-1945) Мозг армии. Книга третья. Москва, Ленинград 1929 г.

May 14, 2024 22:17

Глава VI. Внешняя политика и война
«Империализм,- пишет Ленин,- есть экономический монополистический капитализм. Чтобы монополия была полной, надо устранить конкурентов не только с внутреннего рынка (с рынка данного государства), но и с внешнего, со всего мира. Есть ли экономическая возможность «в эру финансового капитала» устранить конкуренцию даже в чужом государстве? Конечно, есть: это средство - финансовая зависимость и скупка сырья, а затем и всех предприятий конкурента...»
«Крупный финансовый капитал одной страны всегда может скупить конкурентов чужой, политически независимой страны и всегда делает это. Экономически это вполне осуществимо. Экономическая «аннексия» вполне осуществима без политическойи постоянно встречается».
Опровергая теорию Каутского об «ультра-империализме», при которой все империалистические державы составят союз для «мирного» раздела колоний или полунезависимых государств, Ленин пишет: «Спрашивается, «мыслимо» ли предположить, при условии сохранения капитализма (а, именно, такие условия предлагает Каутский), чтобы такие союзы были не кратковременны? Чтобы они исключали трения, конфликты и борьбу во всяческих и всех возможных Формах?»
«Достаточно ясно поставить вопрос, - продолжает Ленин, - чтобы на него нельзя было дать иного ответа, кроме отрицательного. Ибо при капитализме немыслимо иное основание для раздела сфер влияния, интересов, колоний и пр., кроме как учет силы участников дележа, силы общеэкономической, финансовой, военной и т. д. А сила изменяется неодинаково у этих участников дележа, ибо равномерного развития отдельных предприятий, трестов, отраслей промышленности, стран при капитализме быть не может»...
«Поэтому «интер-империалистские» или «ультра-империалистские» союзы... - в какой бы форме эти союзы ни заключались, в форме ли одной империалистской коалиции против другой империалистской коалиции, или в форме всеобщего союза всех империалистских держав, - являются неизбежно лишь «передышками между войнами. Мирные союзы подготовляют войны и в свою очередь вырастают из войн, обусловливая друг друга, рождая перемену форм мирной и не мирной борьбы из одной и той же почвы империалистских связей и взаимоотношений всемирного хозяйства и всемирной политики».

...Мы не являемся пацифистами и «толстовцами» по отношению к войне и считаем, что в классовом обществе она существует и будет жить до смерти этого общества.
В первой книге нашего труда мы приводили па этот счет мнение Ленина и его здесь повторим:
«Война - не случайность, не «грех», как думают христианские попы (проповедующие патриотизм, гуманность и мир не хуже оппортунистов), - писал Ленин 1 ноября 1914 года, - а неизбежная ступень капитализма, столь же законная форма капиталистической жизни, как мир...
Империализм поставил на карту судьбу европейской культуры: за данной войной, если не будет ряда успешных революций, последуют вскоре другие войны - сказка о «последней войне» есть пустая, вредная сказка, мещанская «мифология».
Конец этой «мифологии» Ленин видел в одном - в гражданской войне, в революции. «Долой поповски-сентиментальные и глупенькие вздыхания о «мире во чтобы то ни стало»! Поднимем знамя гражданской войны!...
Только «ряд успешных революций» положит конец такому общественно-историческому явлению как война.

...Забегая немного вперед, мы должны отметить твердое заявление Эренталя, с большой ясностью толковавшего ту же формулу Клаузевица о войне и о политике, что и Конрад, о том, что применять войну или же отказываться от нее составляет прерогативу министра иностранных дел, а не начальника генерального штаба.
Искушенный в этих делах канцлер Германии Бисмарк говорил: «Политика - не поле сражения: она требует специальных знаний для разрешения вопроса, необходима ли и когда именно война и как избежать ее с честью».

...В статье «О карикатуре на марксизм» и об «империалистическом экономизме», Ленин снова разъясняет лозунг «защиты отечества» и говорит: «Это просто наиболее ходячее общегосударственное, иногда просто обывательское выражение, означающее оправдание войны. Ничего больше, ровнехонько ничего. «Предательского» тут может быть только то, что обыватели способны всякую войну оправдать, говоря: «мы защищаем отечество», тогда как марксизм, не принижающий себя до обывательщины, требует исторического анализа каждой отдельной войны, чтобы разобрать, можно ли считать эту войну прогрессивной, служащей интересам демократии или пролетариата, в этом смысле законной, справедливой и т. п.».
«Война есть продолжение политики. Надо изучать политику перед войной, политику, ведущую и приведшую к войне. Если политика была империалистическая, т. е. защищающая интересы Финансового капитала, грабящая и угнетающая колонии и чужие страны, то и война, вытекающая из этой политики, есть империалистическая война. Если политика более национально-освободительная, т. е. выражавшая массовое движение против национального гнета, то война, вытекающая из такой политики, есть национально-освободительная».
«Обыватель не понимает, что война есть «продолжение политики», и потому ограничивается тем, что «де неприятель наступает», «неприятель вторгся в мою страну», не разбирая, из-за чего ведется война, какими классами, ради какой политической цели...»
«Для обывателя важно, где стоят войска, кто сейчас побеждает. Для марксиста важно, из-за чего ведется данная война, во время которой могут быть победителями то одни, то другие войска».
Одним словом, по мнению Ленина, «чтобы быть марксистом, надо оценивать каждую отдельную эпоху конкретно», а вместе с ней и войну.
«Если война представляет собой столкновение различных интересов, которые уже не могут быть устранены мирным путем, - говорит Меринг,- то историческая оценка их основывается на том, насколько победа тех или иных интересов благоприятствует историческому прогрессу».
Меринг считает, что «не существует твердых признаков, чтобы отличить войну наступательную от войны оборонительной», приходит к следующему выводу: «Что бы ни говорили о разногласиях внутри рабочего класса по отношению к войне, с противоположением наступательных и оборонительных войн должно быть отныне раз навсегда покончено. Оно ровно ничего не объясняет и не только не бросает истинного света, но, наоборот, лишь вводит в заблуждение».
Некоторые из читателей нашей первой книги ставят нам в упрек, что мы злоупотребляем цитатами. В данном случае мы снова погрешили, но сознательно, ибо в таком важном вопросе, как «справедливость» войны, нужно дать правильные установки для дальнейших наших рассуждений.

Генеральный штаб, Ленин, Бисмарк, Стратегия, Причины, Война, Актуальненько, Империализм, Теория, Политика, Шапошников, Меринг, Революция, Марксизм, Цитата

Previous post Next post
Up