Вопросы философии и психологии. Год 8. Книга 4 (39) Сентябрь-октябрь 1897 г.

May 09, 2024 19:36

Полемика
Мнимая критика. (Ответ Б. Н. Чичерину). - Вл. С. Соловьева.
...как сказал кто-то, не тот настоящий утопист, кто хочет преобразовать общество, а тот, кто мечтает остановить ход истории.

...Я глубоко тронут искреннею скорбью Б. Н. Чичерина о том, будто я потерян для русской науки. Но есть во времени и в вечности вещи гораздо более важные, чем «русская наука», и я твердо надеюсь, что мой критик для них не потерян.

Обзор книг
Alois Riehl. Friedrich Nietzsche, der Künstler und der Denker. - Ю. И. Айхенвальда
...Если прав Гете и гениальное - это демон, который живет в избранном существе, то Ницше не мог победить в себе демона своей гениальности, не мог привести к созвучию свою «многостороннюю и многострунную» душу; она зияла противоречиями, она погибла от своей чрезмерности и сверхмерности. Вместо того чтобы поднять уровень умов, Ницше создал из своего воображения то, что он называл «Uebermensch», и возвысил это сказочное существо, хотел возвысить самого себя и пал.

Обзор журналов
Rеvue philosophique. 1896 г., №№ 9-12. Ю. И. Айхенвальда
A. Lalande. О роковой необходимости (№ 9).
...Детерминизм психического мира, душевной жизни, существует, но в нем нет ничего имморального, потому что мы его сознаем; а сознаваемый детерминизм есть логическое определение свободы; быть свободным значит понимать причину своих желаний и идти по той дороге, которую мы видим пред собой, наперекор внутренним соблазнам и внешним препятствиям. Но здесь именно и возникает вопрос: в каком отношении находятся между собою внутренние и внешние проявления детерминизма, сознаваемые несознаваемые причины факта, стремления отдельной личности и окружающей ее среды, человек и мир? Другими словами, какова степень независимости человеческой воли сравнительно с судьбой, с предопределением рока?

Paola Lombroso. Инстинкт самосохранения у детей (№ 10).
На целом ряде примеров из детской жизни автор доказывает, что основной закон психологии ребенка - это закон экономизации усилия, подчиненный закону самосохранения. Дитя отвергает все то, что сто́ит ему физического или нравственного затруднения, и это проявляется в его языке, консервативном и скупом на слова, в его представлениях, которые все конкретны, потому что конкретное легче отвлеченного, в его симпатиях, на которые оно очень экономно. Вообще, дети расчетливы, эгоистичны, ревниво ограждают свою чувствительность от всяких ударов.
Иллюстрации, приводимые г-жей Ломброзо, весьма любопытны, но в ее выводах мало того, что характеризовало бы специально детей; статья производит такое впечатление, будто для изображения человечества автор решил почерпнуть материал в детской комнате.

L. Dugas. О робости (№ 12)
...Нравственное или умственное неравенство, сознание того, что во мне и в моем ближнем есть какие-то несовпадающие грани, неуверенность в себе в других - вот что вызывает тягостное ощущение робости; говоря метафизически, робость есть острое чувство непроницаемости монад. Робость бывает сперва временным состоянием, но впоследствии она часто переходит в хроническое. Достигнув крайней и резкой формы, она может остановить умственное развитие. Но если интеллект сам по себе силен, робость оказывает иногда положительное влияние: она, закрывая пред человеком внешний мир и деятельность, поселяет его в мире внутреннем, делает его нередко идеалистом и, ослабляя его подражательные наклонности, создает из него оригинальную и выдающуюся личность. Он живет в одиночестве, кажется угрюмым и скрытным, но малейшее проявление симпатии к нему очень трогает его.

...только ординарные люди никогда не знают робости, потому что они слишком уверены в себе.

Монадология, Выражение, О свободе, Понятия, Тезис, Вл. Соловьев, Стиль, Цитата, Робость, Риль, Вопросы философии и психологии, Восприятие, Ломброзо, Речь, Афоризмы, Ницше, Определения, Гёте

Previous post Next post
Up