Христианство: век за веком. Очерки по истории христианской Церкви - М., «Даръ» 2003 г.

May 07, 2024 19:11

Под общей редакцией Архиепископа Егорьевского Марка (Головкова)
XIII век
Четвертый крестовый поход. Завоевание Константинополя (М.В. Первушин)

«Епископы и клирики сообща говорили нам, - вспоминал один из участников этого похода, - что можно смело нападать на византийцев, так как раньше они повиновались римскому закону, а теперь ему не подчиняются. Битва против них не только не будет грехом,но делом великого благочестия». Однако лишь некоторые религиозно настроенные рыцари понимали всю нелепость нападения на христианское государство. Большинство же крестоносцев не мучились сомнениями по поводу захвата Константинополя. Наоборот, те несметные богатства, которые хранились за его стенами, еще более возбуждали в них зависть и ненависть к жителям города.

...Было убито более половины всех жителей. Город подвергся погрому и разграблению. Византийский историк, свидетель завоевания Константинополя, пишет с укором про крестоносцев: «Вот эти ревнители, взявшие на плечи крест и многократно клявшиеся им проходить христианские страны без кровопролития… Вот эти люди, которые учили нас своей вере, говоря, что они более благочестивы и правдивы, гораздо более точные блюстители Христовых заповедей, чем мы, греки… Все они оказались полнейшими лицемерами. Вместо отмщения за Гроб Господень неистовствовали против Бога. Убивая христиан, они подняли руку на самого Христа, уподобляясь римским воинам, его распявшим».
...На месте Византийской империи была создана империя Латинская. Римский папа Иннокентий III принял ее под свое покровительство. Он надеялся укрепить союз Православной и Католической Церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола. Государство латинян просуществовало до 1261 года, когда окрепшая византийская армия под предводительством императора Михаила смогла вернуть себе Константинополь.

Великий князь Александр Ярославович Невский (М.В. Первушин)
Древняя Русь, как и Византия, в XIII веке испытала на себе удары крестоносцев. Еще в 1207 году папа Иннокентий III, воодушевленный захватом Константинополя, обратился к русским князьям с посланием. В нем он описывал Византию в самом жалком виде, уверяя, что церковная зависимость от этой униженной нации недостойна славного русского народа. Он призывал Русскую Православную Церковь, называя ее «дочерью», «вернуться к своей матери - Церкви Римской». Однако папское послание осталось без ответа.

...В 1237 году папа объявляет новый крестовый поход для обращения в латинство северных областей, обещая всем его участникам отпущение грехов. Наступление на Русь началось сразу с нескольких сторон. И лишь благодаря подвигу Александра северо-западные княжества удалось сохранить в составе Русского государства.

...В 1240 году на новгородские земли напали почти одновременно немецкие рыцари, шведские крестоносцы и литовцы. Князь Александр действовал решительно и быстро. Не дожидаясь помощи, он с небольшой дружиной двинулся навстречу шведам. Шведы не сомневались в своей победе, зная о своем превосходстве над новгородским войском. Слова князя Александра: «Не в силе Бог, а в правде!» - вызвали, со слов летописца, воодушевление в его войске и вселили веру в будущую победу.

...В 26 лет Александр Невский стал великим князем Владимирским. Слава о его победах распространилась далеко за пределами Руси. Удивленный окончательным провалом крестового похода, Римский папа пишет восторженное письмо Александру, предлагая ему принять католичество и царскую корону. Хан Батый устроил в честь победителя крестоносцев прием в Орде, а ордынские женщины, по словам летописца, «пугали своих непослушных детей, говоря им: “Александр едет!”».

Богословские споры XIV века.
Святитель Григорий Палама (М.В. Первушин)
...Собор 1341 года подтвердил учение Григория Паламы о возможности непосредственного познания Бога. Полное же торжество паламитского богословия последовало только в 1351 году на Константинопольском Соборе, после окончания гражданской войны.

XV век
Николай Кузанский (А.А. Аннин)
...Например, известное изречение: «Мы живем в придуманном мире» - не что иное, как цитата из его трудов.

...Проводя массу времени в разъездах по всей Европе - от Скандинавии до Константинополя, Николай Кузанский не скучал в дороге. «Поначалу я досадовал: сколько недель и месяцев проходит впустую, пока я трясусь в карете! И тут меня осенило: а что, если, разъезжая по делам, взять да и составить географическую карту Европы?» Эту идею Николай Кузанский воплотил в жизнь: он вообще не любил бесплодных мечтаний. Составленная им целостная карта Европы была самой первой в истории.

Предшественники Реформации в Европе.
Ян Гус (М.В. Первушин)
...Казнь Гуса вызвала возмущение в Богемии. Четыреста пятьдесят два дворянина заявили о согласии с Гусом и отреклись от решений Собора. Папа, в свою очередь, призвал к крестовому походу против гуситов, что привело к гуситским войнам.

...Еще в середине XV века Константинопольская Православная Церковь признала гуситское исповедание тождественным православному, а Сербская Православная Церковь канонизировала Яна Гуса как мученика, пострадавшего за веру Христову. Пепел чешского проповедника был брошен палачами в Рейн. Они желали навсегда стереть память о герое веры. Но память о нем только крепла. И поныне в ночь сожжения Яна Гуса горят костры по всей Чехии в память о своем национальном герое.

Католичество, О правде, Крестоносцы, Война, Николай Кузанский, Тезис, Сила, Европа, Григорий Палама, Русский мир, Рим, Актуальненько, Византия, Александр Невский, История, Чехи, География

Previous post Next post
Up