Этьенн Бонно де Кондильяк (1714-1780) Сочинения в трех томах том 1. М., «Мысль» 1980 г.

May 03, 2024 14:13

Опыт о происхождении человеческих знаний 1746 г.
Введение
...Декарт не знал ни происхождения, ни образования наших идей *. Именно этому следует приписать неудовлетворительность его метода; ибо мы не найдем надежного способа управлять нашими мыслями, пока не узнаем, как они образованы.
* Я отсылаю [читателя] к «Третьему размышлению». Ничто мне не кажется менее философским, чем то, что он говорит по этому вопросу.

...Для всякого, кто сам хочет преуспеть в отыскании истины, важно узнать промахи тех, кто полагал,будто открыл путь к ней.

...Раскрытия заблуждений философов недостаточно, если не проникнуть в их причины: нужно, рассмотрев одну причину за другой, добраться до первой в их цепи, ибо среди них имеется одна причина, которая должна быть одной и той же для всех тех, кто впадает в заблуждение, и которая представляет собой как бы единственную точку, откуда начинаются все пути, ведущие к заблуждению. Быть может, тогда рядом с этой точкой будет видна другая, с которой начинается единственный путь, ведущий к истине.

...Этот путь должен ясно показать, каков источник наших знаний, каковы их материалы, какой причиной они приводятся в действие, какие орудия при этом применяются и как нужно ими пользоваться.

...Идеи связываются со знаками, и, как я докажу, только благодаря этому они связываются между собой.

...я убежден, что употребление знаков представляет собой причину, в силу которой развиваются зародыши всех наших идей.

Часть первая. О материалах наших знаний и в особенности о действиях души
Раздел первый.
Глава первая. О материалах наших знаний и о различии между душой и телом
§ 1. Поднимемся ли мы, выражаясь метафорически, до небес, спустимся ли в бездну, мы нисколько не выходим за пределы самих себя; и мы замечаем всегда только свою собственную мысль.

§ 4. … Итак, сообразно тому, как воздействуют на нас внешние предметы, мы получаем различные идеи через наши органы чувств, а сообразно тому, как мы размышляем о действиях, которые ощущения вызывают в нашей душе, мы приобретаем все идеи, которых мы не смогли бы получить от внешних вещей *.
* Здесь Кондильяк непосредственно следует за Локком, рассматривавшим рефлексию как «внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями». Рефлексия, продолжает Локк, доставляет «нашему разуму идеи другого рюда, которые мы не могли бы получить от внешних вещей» (Избр. философск. произв., т. 1, с. 129).

§ 5. … Сделаем вывод, что нет идей, которые не были бы приобретены: первые идеи приходят непосредственно от органов чувств; другие доставляются опытом и умножаются по мере того, как люди становятся более способными размышлять.

Мышление, Мысль, Теория познания, Идея, Причина, Знак, Кондильяк, Локк, Механизмы познания, О непонятном

Previous post Next post
Up