Восточные отцы и учители Церкви V века. - М., Издательство МФТИ, 2000.

Apr 17, 2024 17:28

«Корпус Ареопагитикум»
О Божественных именах
Глава 12. Об именах «Святое святых», «Царь царей», «Господин господ», «Бог богов»
...Царство же - это распределение всяких ограничений, постановлений, законов и порядков.

...Так что если сказанное справедливо и нам по мере наших сил на самом деле удалось разъяснить смысл Божественных имен, то это надо отнести к Причине всех благ, дарующей сначала саму способность говорить, а потом способность говорить хорошо.

О небесной иерархии
Глава 3. Что такое иерархия и какая от нее польза
1. Иерархия, по моему разумению, есть священная организация, область знания и деятельность, уподобляющаяся, насколько это доступно, боговидной и соответственно возводящая для богоподражания к дарованным ей от Бога озарениям. Богоподобная же красота, как простая, как благая и как начало всякого совершенства, вполне чиста от всякого неподобия и каждому по достоинству передает свой свет и совершенствует посвящаемых в божественном таинстве сообразно со своим неизменным образом.
2. Итак, цель иерархии - уподобление по мере возможности Богу и соединение с Ним, Его имея наставником всякого священного знания и действия, неуклонно взирая на Его божественнейшее благолепие и по мере сил запечатлевая Его и делая своих участников божественными подобиями, прозрачнейшими и чистыми зеркалами, приемлющими светоначальный и богоначальный луч и, священно преисполняясь даруемым светом, щедро затем изливающими его на других, согласно богоначальным установлениям.
... Стало быть, говоря об иерархии, являют вообще некую священную упорядоченность, образ богоначальной красоты, священнодействующий посредством чинов и священноначальных знаний таинство собственного озарения и уподобляющийся в меру доступного своему Началу. Ибо для каждого, кому выпал жребий принадлежать к иерархии, совершенство состоит в том, чтобы в меру своих возможностей быть возводимым к богоподражанию и, что божественнее всего, сделаться, как говорят Речения, соработником у Бога (1 Кор. 3, 9) и обнаружить в себе проявляемую по возможности божественную энергию. Поскольку порядок иерархии состоит в том, чтобы одним очищаться, а другим очищать, одним просвещаться, а другим просвещать, одним совершенствоваться, а другим делать совершенными, богоподражание каждого будет находиться в гармонии с этим порядком.

Дионисий Ареопагит, Система и элемент, Выражение, Понятия, Богословие, Иерархия, Объединение систем, Понятийные поля, Речь, Определения, Государство

Previous post Next post
Up