Шапошников Борис Михайлович (1882-1945) Мозг армии. Книга вторая. Москва, Ленинград 1929 г.

Apr 17, 2024 01:54

Глава IV. В поисках новых путей
...Противник Болгарии, Турция, после свержения Абдул-Гамида и заключения займа в Германии, вставала также на путь сближения с Австро-Венгрией. В большом письме-докладе от 16 октября военный агент в Константинополе Помянковский с достаточной полнотой ориентировал Конрада в политической жизни возрождавшейся Турции, ее страхах перед Англией и Россией, стремлении отойти от будущей Антанты и сблизиться с центральными державами. Борьба за влияние Фирмы Крезо или Круппа в вооружении турецкой артиллерии, при сильном сочувствии Круппу со стороны турецких военных сфер, должна закончиться его победой. Такой же успех имели и автомобили германских марок на конкурсе в Константинополе. Военный атташе приходил к убеждению, что политика Германии и Австрии должна пойти навстречу сближению с Турцией.

...Мы знаем, что начальник австро-венгерского генерального штаба в основу внешней политики монархии и ее военной подготовки ставил незыблемость союза с Германией. Поэтому вполне понятно, что такие тучи на союзном горизонте, грозившие расколом, сильно его поразили, и он поручил военному агенту в Берлине выяснить мнение на этот счет Мольтке.
20 января 1911 года военный агент из Берлина успокаивал Конрада, что нападки венских газет рассматриваются как частные выступления, за которые правительственные Сферы не ответственны. Военный агент писал, что при личном свидании Мольтке заявил о прежней прочности союза, что подтверждали и личные наблюдения военного агента.
Однако, нападки венской прессы продолжались, и 9 сентября германский военный агент в Вене обратил на это внимание начальника австрийского генерального штаба. Последний ответил, что пресса не выражает мнения правительственных кругов, при чем совершенно доверительно просил сообщить Мольтке, что им, Конрадом, уже доложены Францу-ИосиФу предположения на случай войны Германии с Францией, но пока решение не принято, так как Франц-ИосиФ не верит в возможность войны.
23 сентября германский военный агент письменно уведомил Конрада, что Мольтке через третье лицо просил передать начальнику австрийского штаба большую благодарность, привет и уверение в полном единомыслии и обоюдном доверии.
4 ноября сомнения кончились, так как марокканский кризис ликвидировался; но они характерны, так как показывают, что не так-то был крепок союз центральных государств Европы. Теснее была связь между генеральными штабами, чем между руководителями внешней политики и даже представителями двух династий.

Шапошников, Генеральный штаб, Первая мировая война, Мольтке, Турция, Конрад, Крупп

Previous post Next post
Up