Введение
«Политика проникает все дело войны».
Клаузевиц («Война», т. I, стр. 19 русск. перевода).
«Война насквозь есть политика».
Ленин (из речи о войне на I Съезде Советов).
…
«Война, - говорил Ленин, - неизбежная ступень капитализма, столь же законная форма капиталистической жизни, как и мир... Если не будет ряда успешных революций, последуют вскоре другие войны. Сказка о «последней войне» есть пустая, вредная сказка, мещанская „мифология“.»
Если такова война по своей природе, то характер ее, формы и цели вполне отвечают той общественной и исторической среде, в которой она происходит.
Война наших дней захватывает все области жизни общества, она требует напряжения всех его сил и средств, а потому ясно, что управление войной может находится только в руках государства в целом и осуществляться
при содействии всего государственного аппарата.
...В первой книге мы высказали свои основные взгляды на войну и ее характер. Нами с достаточной четкостью выявлено, что война есть социальное явление и что «первичным» в войне является экономическая сила, что она одна определяет характер и Формы войны, что политика есть «надстройка» экономики или, иными словами, «концентрированная экономика». Там же нами показано, что для уяснения сущности войны наших дней и ближайшего будущего необходимо вникнуть в существующие экономические отношения как внутри государств, так и вне их. Мы подробно, на основе исторического примера, выявили все влияние экономики на развитие военной силы и подготовку государства к войне.
Поскольку политика есть «концентрированная экономика», - нами указано, что характер войны определяется политикой и, прежде всего, внутренней, что внешняя политика есть продолжение внутренней.
...Мы намерены ввести читателя подробнее в круг внешних отношений государств Европы перед мировой войной и осветить роль в них генеральных штабов главнейших из этих государств. Из нашего повествования оам читатель прежде всего составит мнение о справедливых или ошибочных нападках на генеральный штаб, а затем, совместно с нами, разберется в тех жизненных вопросах военного дела и внешней политики, которые поставили перед нами во весь рост опыт недавнего прошлого.