Вопросы философии и психологии. Под ред. Л. М. Лопатина и В. П. Преображенского Год 7. Книга 3 (33)

Mar 04, 2024 16:33

„Книга о почитании родителей“, перевод с китайского. - Д. П. Конисси
...Если в стране существует безнравственность, то учение о почитании родителей никогда не найдет применения в жизни.

...Для отвергающего царя нет верховной власти; для злословящего святых нет закона; для отрицающего почитание родителей нет ничего святого. Такой человек сделается проводником безнравственности.

Каббала, мистическая философия евреев. - Барона Д. Г. Гинцбурга, с предисловием Вл. С. Соловьева
Предисловие
...Каббалистическая теософия не есть система единичного мыслителя, или отдельной школы, а целое своеобразное миросозерцание, слагавшееся в течении долгих веков. Хотя этому гигантскому дереву гораздо более тысячи лет, но оно до последнего времени давало живые, хотя не всегда здоровые отпрыски. Корни его скрываются в темной глубине еврейской и еврейско-халдейской религиозной мысли, а видимыми для исторического взгляда ветвями оно сплетается с гностическими и неоплатоническими умозрениями. Но обращать внимание на одни эти поверхностные ветви и во всей каббале видеть только видоизменение неоплатонизма было бы почти такою же ошибкой, как если бы из поздней обработки каббалистических книг в XIII и XIV вв. стали выводить средневековое происхождение самого каббалистического учения, содержащегося в этих книгах.
На самом деле каббала не есть продукт ни средневекового, ни александрийского мышления. Неизгладимую печать ее древнееврейского происхождения и существенное отличие ее от неоплатонического учения мы видим в особом первобытном реализме и цельном монизме этого своеобразного миросозерцания. Характерное для всей греческой философии и вполне сохранившееся в неоплатонизме противуположение между миром умопостигаемых сущностей, областью истинного, подлинного бытия и миром материальных явлений - это дуалистическое противуположение совершенно отсутствует в каббале: для нее материальный мир есть только последняя крайняя степень реализации или воплощения истинно-сущего. И все четыре мира, признаваемы каббалой (мир сияния, мир творчества, мир созидания и мир делания) суть только четыре главные степени этой реализации одного и того же абсолютного содержания. Тогда как в неоплатонизме постепенный переход от сверх-сущего Единства или Блага через мир умов и идей к миру душ и тел понимается только с отрицательной стороны, как нисхождени, помрачение, падение, - каббала видит здесь и положительную сторону: завершение, воплощение истины до конца, осуществление полноты бытия. И в высших мирах ничто не мыслится отвлеченно, а все представляется в своем конкретном образе, имеющем соотносительный, идеально и реально с ним связанный образ в мире низшем. Во всех мирах, кроме единства содержания, утверждается также и единство общей формы, и эта единая, всеобъемлющая форма есть форма человеческая.

...Реально-мистическая связь всего существующего, как воплощения единого абсолютного содержания - вот исходная точка или основной принцип каббалы; сознательный и систематический антропоморфизм - вот ее завершение. Мистика чисел, букв и имен входит сюда как подчиненный элемент, не отделяемый от руководящих антропоморфических идей.

Конфуций, Каббала, Конисси, О нравственности, Вопросы философии и психологии, Личность, Общество, Вл. Соловьев, Понятийные поля, Семья

Previous post Next post
Up