Николай Кузанский (1401-1464) Сочинения в 2-х томах. Т. 1: М.: Мысль, 1979.

Feb 19, 2024 14:46

Книги простеца. 1450 г.
Простец об уме (Idiota de mente)
Глава 15. Наш ум бессмертен и непреходящ
...Так, кто замечает, что умозрение достигает неизменчивого и что в уме формы отвлекаются от изменчивости и причисляются к неизменчивой области сложной необходимости, не может сомневаться, что природа ума отрешена от всякой изменчивости. Ум привлекает к себе то, что он отвлекает от изменчивости. Истина геометрических фигур находится не на полу, [где они нарисованы], но в уме. И пока душа исследует при помощи [телесных] органов, то, что она находит,- изменчиво; когда же она исследует чрез себя самое, то, что она находит, - устойчиво, ясно, отчетливо и неизменно. Она, следовательно, принадлежит не природе изменчивого, с каковым она имеет дело благодаря ощущению, но неизменного, каковое она находит у себя.

...Ум есть образ вечности, а время - развертывание; развертывание же всегда слабее образа свертывания вечности. Кто прибегает к суждению сотворенного вместе с ним ума, при помощи чего он судит обо всех актах, рассудка и понимает, что последние - из ума, тот видит, что никакой рассудочный акт не в состоянии быть мерой ума. Наш ум, следовательно, остается неизмеримым, неограниченным, неопределимым никаким актом рассудка. Его измеряет, определяет и ограничивает только несозданныи ум, как истина - свой живой образ, созданный из нее, в ней и ею. Как мог бы погибнуть образ, являющийся отражением непреходящей истины, если только сама истина не уничтожит этого возникшего от нее отражения? Следовательно, как невозможно, чтобы она, будучи абсолютной благостью, отказалась от возникшего от нее отражения, так невозможно, чтобы образ ее, который как раз и есть возникшее от нее ее отражение, когда-нибудь перестал cyществовать. Так не кончится день, пока светит солнце, с тех пор как он в сиянии солнца начался.

Объединение систем, Мышление, Система и элемент, Образ, Сознание, Николай Кузанский, Время

Previous post Next post
Up