Вопросы философии и психологии. Под ред. Н. Я. Грота и Л. М. Лопатина Год 7. Книга 31 (1). Январь 18

Feb 15, 2024 16:01

Автономия человека в прогрессе и ее стадии. - Оболенский Леонид Егорович (1845-1906)
...Наконец, по весьма основательному мнению многих мыслителей и ученых, субъективная, волевая или психическая сторона энергии есть главенствующая, так как она именно есть сущность энергии, а физическая ее сторона - только феномен, явление; и это мнение опирается на том, что субъективную сторону энергии мы знаем непосредственно в себе, тогда как ее физическая сторона познается органами чувств, т.-е. посредственно, символически *. В виду этого, как я уже доказывал в моей работе „Опыт примирения метафизики и науки“,мы из одного мира создаем три: один мир - наших непосредственных ощущений, каким он является всякому человеку; другой мир, построенный из научных представлений, атомов, движений, вихрей (или же из метафизических представлений, например, воли или иной субстанции), и третий мир, как он есть сам в себе, которого мы себе не можем представить положительно, но мыслим отрицательно, как лишенный форм, данных нашим представлением, и форм научных (а также и метафизических), представляющих лишь сочетания и абстракции от мира непосредственных представлений. К этому ноуменальному миру всего ближе должны быть те элементы нашего опыта, которые даны наиболее прямо и непосредственно, т.-е. без посредства органов чувств и нервных токов, значит, - путем внутреннего самонаблюдения.
...Отсюда ясно, что говорить о невозможности действия на механическую энергию наших субъективных состояний можно только по недоразумению или по незнанию физиологии или по неумению сделать из ее данных правильный логический вывод.
* Этот взгляд дается самою физиологией, которая говорит, что до головного мозга (значит и до сознания) не может достигать от предметов ничего, кроме возбуждаемого ими нервного тока. Но нервные токи мы воспринимаем как „ощущения от предмета“. Конечно, эта субъективная иллюзия, констатируемая физиологией, должна быть научно заменена таким представлением: то, что мы знаем о предметах, т.-е. наши якобы ощущения от них, суть те формы сознания, в которые оно (или головной мозг) превращает нервные токи.

Основания идеализма. - Кн. Трубецкой Сергей Николаевич (1862-1905)
...Если сущее познаваемо, хотя бы только отчасти, - оно сообразно законам нашего разума, т.-е. общим логическим законам нашей мысли; а следовательно, и эти общие логические формы, эти категории, которым подчинена наша мысль, суть в то же время внутренние законы, формы, категории сущего. Логический принцип нашего знания есть в то же время и универсальное начало познаваемого нами сущего (онтологический принцип) *.
А если так, то приходится выбирать между последовательным скептицизмом - „логическим отрицанием логики“, которое само приводит себя к абсурду, и между учением о Логосе (универсальном разуме) в той или другой форме. Приходится выбирать между полным отрицанием объективно-логического характера познавательных процессов и признанием универсальности логических форм. Существует физическое взаимодействие тел, - существуют и общие условия для такого взаимодействия. Существует в моем разуме идеальное и вместе объективное отношение к внешним вещам, - существует общее метафизическое условие и для такого взаимодействия, которое, очевидно, не может быть сводимо к физическому взаимоотношению. И если есть истинное, подлинное знание, которое не сводится к простому субъективному состоянию, - есть и сверх-психологическое условие такого подлинного знания, - короче: существует всеобщий разум, как реальное условие логики.
* Онтология - наука о сущем, - в буквальной передаче „бытословие“ от греч. он(онтос) - сущее и логос - слово. В этом общем предварительном рассуждении, мы, понятно, еще не даем никакого определения этого „сущего“ и следовательно оставляем совершенно открытым вопрос, существует ли нечто „сущее“, абсолютно внешнее нашему сознанию или мысли.

Оболенский, Психические отправления, Логика, Система и элемент, Вопросы философии и психологии, Образ, Трубецкой, Сознание, Объект, Антропология, Восприятие, Тезис, Реальность, Познание, О духовности

Previous post Next post
Up